Кино о добре и бедности. Чем удивили участники конкурса документальных фильмов

В национальном конкурсе документальных фильмов, который проходил в рамках международного кинофестиваля «Послание к человеку», в этом году было представлено двенадцать российских лент разного формата и хронометража. Куратор конкурса выпускница Санкт-Петербургского университета культуры и искусств Евгения Марченко собрала в программе шесть мировых премьер. Нынешняя документальная подборка отличалась молодым лицом: много студенческих дебютов, у остальных режиссеров фильмография тоже только начинается.

Кино о добре и бедности. Чем удивили участники конкурса документальных фильмов |

Конкурсанты знакомили зрителя с сюжетами, снятыми в самой разной стилистике. Прицельным, дотошным бытописательством произвела впечатление на аудиторию режиссер Ксения Елян: приз «Кентавр» получила ее полнометражка «Хозяин оленей», посвященная будням долганской семьи кочевников, живущей на крайнем севере Сибири. Также жюри отметило призом ленту Алексея Евстигнеева «Не за горами» - дорожную зарисовку про один день машиниста допотопной узкоколейной дороги, затерянной в горах Кавказа.

Но среди участников смотра было еще несколько лент, заслуживающих внимания. Актриса Галина Анисимова, ушедшая из жизни в конце прошлого года, может быть известна зрителям по телеверсиям спектаклей Театра Маяковского, в котором служила: «Таланты и поклонники», «Мертвые души», «Женитьба». Широкая известность обошла ее стороной - а ведь Анисимова была первой исполнительницей роли Людмилы Калугиной в пьесе «Сослуживцы», этот образ мы теперь полностью ассоциируем с Мымрой Алисы Фрейндлих из «Служебного романа». Без сомнения, нелегкое испытание для гордости артистки, которую практически не приглашали в кино. Но ироничная судьба все-таки предоставила актрисе со сложным характером шанс вернуться на экран, пусть и документальный. Режиссер Зака Абдрахманова провела в театральном закулисье долгое время и сняла фильм «Юбилейный год», посвященный Анисимовой. До юбилея та не дожила - этот год стал для нее последним. Резкий и выразительный портрет уходящей звезды подмостков производит впечатление цельностью, философичностью, иногда и гротескными нотами.

Картина «Едоки картофеля» Дины Бариновой посвящена не знаменитому произведению Ван Гога, а персонажам, живущим в российской глубинке. Баринова приглашает нас в убогий, нищий и отталкивающий мир своих односельчан, коптящих свет где-то в Воронежской области. Маргинальная семья живет повседневными заботами: пенсия согбенной бабушки, ставшей главой клана, недотягивает до шести тысяч. Рацион персонажей состоит из картошки, но есть еще самогон и красивый арбуз. Обшарпанные стены, печь, которую нужно будет чем-то топить с холодами. Дров купить не на что, как и лекарств для старухи. Не бедность - запредельная нищета, грязь и бесконечная расхристанность. Словом, герои фильма из тех, кого подкармливают всей деревней. Сам фильм тоже сделан бедно - чувствуется, что у режиссера не было сколько-нибудь существенного бюджета.

Но семейство не унывает. Бабушка нянчится с внуками в ожидании еще одного: дочь отправили в роддом. В кадре музыка - от Надежды Кадышевой до тюремной лирики про невинно посаженных. Разумеется, храм. Конечно же, дети, бегущие домой по грязным лужам. Среднестатистический гражданин ужаснется при виде всего этого, но режиссер лакирует даже такую действительность, даже таких героев. Одного у них не отнять: никто в семье ни от кого не отрекается, все держатся друг за друга. Получается, в этом и есть наша сила?

Ответ на этот вопрос Дина Баринова, очевидно, искала в течение пяти лет, что снимала картину. «Едоки картофеля» позволительно счесть продолжением предыдущей, первой ее работы «Прощеный день», посвященной жизни опять же воронежских сельчан: пожилая сестра после смерти родителей живет вместе с двумя слепыми братьями и отказывается сдавать их в приют. В обоих фильмах смотреть на такой сплав бедности и доброты крайне нелегко.

Гораздо более оптимистичные ноты звучат в ленте Дениса Слепова «Робин чикас» (на снимке — кадр из фильма). Робин - от Робин Гуда, «чикас» - это девчонки по-испански. Две добрые российские самаритянки, которые волонтерят в больнице, затерянной в гватемальской глуши. Но наши соотечественницы веселы, витальны и оптимистичны. Одна из них, Вика, известна своим блогом. Ее отчеты в Сети полны фотографиями экзотической еды, ядовитых тварей, а также отталкивающими изображениями абсцессов и прочей тропической «дерматовенерологии», гниющих конечностей и тому подобное. Вот уж точно ответ на вопрос: кто, если не я? Впрочем, девушкам достаются не только похвалы восторженных доброжелателей. На комментарии типа «В российских деревнях в Сибири, наверное, всех детей вылечили, раз в Гватемалу подались?» нечем ответить, да и бесполезно. Про сам фильм Виктория отзывается так: «Это кино про то, что не нужно быть святым, чтобы делать мир лучше». На очереди у девушек новый благотворительный проект - теперь в Никарагуа.

Национальный конкурс «Послания к человеку» в этом году был интересным. Но увидеть фильмы после его завершения практически невозможно - негде. Это больной вопрос жанра, пока что не умершего только благодаря таким смотрам, как этот петербургский фестиваль, который в следующем году отметит свое тридцатилетие.

#документальное кино #новы фильмы #кинофестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 180 (6533) от 26.09.2019 под заголовком «Русский документ о добре и бедности».


Комментарии