Только на сайте

Художник против фюрера: карикатуры Бориса Ефимова интеллектуально атаковали фашизм

В Президентской библиотеке открылась выставка, приуроченная к началу Второй мировой войны.

Художник против фюрера: карикатуры Бориса Ефимова интеллектуально атаковали фашизм | Фото предоставлено пресс-службой Президентской библиотеки

Фото предоставлено пресс-службой Президентской библиотеки

В Президентской библиотеке открылась выставка «Художник против фюрера: фашизм в карикатурах Бориса Ефимова», приуроченная к началу Второй мировой войны. Ею открывается цикл мероприятий к грядущему 120-летию мастера. Большую часть бесценных подлинников для экспозиции привезли из Москвы журналисты Наталья Осс и Татьяна Киреева-Адлер из Креативного бюро О[ttepel]. При подготовке выставки к 100-летию «Известий», где много лет трудился Борис Ефимович Ефимов (1900–2008), они нашли его архив и решили представить его широкой общественности.

Два просторных экспозиционных зала Президентской библиотеки, оснащённых мультимедийным оборудованием, и эксклюзивные материалы по теме выставки из богатейшего электронного фонда национального хранилища позволили сделать выставку максимально информативной, интерактивной и цепляющей за живое. Ее экспонаты раскрывают редкий талант карикатуриста-самоучки и многогранную личность автора не только рисунков, но и емких, точных подписей к ним, усиливающих сатирический эффект.

Весь мир вздрогнул, когда идеологи фашизма выдвинули теорию о «чистоте арийской расы», и Гиммлер заявил о том, что «этот низкопробный людской сброд, славяне, сегодня столь же не способны поддерживать порядок, как не были способны 700–800 лет назад, когда они призвали варягов…». Вот как эту идею интерпретировал карикатурист. На выставке можно увидеть всемирно известную работу Ефимова под слоганом «Идеальный ариец должен быть: высок, строен и белокур». А ниже изображены три «лучших представителя» этой расы: невысокий Геббельс, толстый Геринг и темноволосый Гитлер.

Чрезвычайно волновала карикатуриста и тема невмешательства «просвещенной и цивилизованной» Европы, породившей германского монстра, в разрастание милитаристских амбиций фюрера и его окружения. На эту тему было сделано несколько работ. На листе, представленном в Президентской библиотеке, изображены европейские политики того времени Чемберлен и Даладье. Забравшись на дерево, они с высоты своего положения спокойно взирают на марш разгулявшихся по Европе фашиствующих «псов-рыцарей».


Фото предоставлено пресс-службой Президентской библиотеки

Ефимов, выросший в семье, где знали цену меткому слову, полагал, что чувство юмора – одна из составляющих чувства собственного достоинства человека. Возможно, и Гитлер считал так же. Поэтому ещё до вторжения в СССР позволил опубликовать альбом карикатур на себя, «великого полководца»: пол-Европы уже склонило перед ним голову. Дело было за малым – «переломить хребет Советам». Отчего бы ему тогда было не показать всему миру свои лучшие качества: терпимость, толерантность, образованность… Ведь даже Юлий Цезарь терпел адресованную ему едкую сатиру поэта Катулла.

Еще одна возможная причина нелюбви Гитлера к Ефимову – творческая ревность: фюрер считал себя непризнанным художником. Его кисти принадлежат полотна, воспевающую довоенную Вену, такие как «Музыкант старого города Велл», «Венская государственная опера», «Мельница», «Вена зимой».

В упомянутый альбом, разрешенный фюрером к публикации, вошли в том числе карикатуры Бориса Ефимова. Ведь Гитлер интересовался советской прессой и, естественно, в каждой газете или журнале натыкался на антинацистские рисунки. Работы Ефимова особенно обращали на себя внимание, они задевали самолюбие фюрера, который отдал приказ по поводу карикатуриста: «При взятии Москвы найти и повесить». Так не солдата, не маршала, а художника записали в личные враги рейха.


Фото предоставлено пресс-службой Президентской библиотеки

С началом Великой Отечественной штатный художник еженедельных газет «Известия» и «Труд» переходит работать в «Красную звезду». Вместе с коллегами-карикатуристами на третий день после нападения на СССР он создаёт редакцию-мастерскую военно-оборонных плакатов «ОКНА ТАСС».

«Задачи карикатуристов с каждым днем становились все труднее и сложнее, – напишет потом Ефимов в мемуарах, – было, повторяю, совсем не до смеха, хотя именно в эти дни смех, улыбка, меткая шутка были необходимы как никогда. Раздавались, правда, голоса, что совсем не время для смешных карикатур, а необходимы суровые, патетические плакаты, призывающие к отпору, к стойкости, к мужеству, к возмездию фашистам за их злодеяния». Но группа художников во главе с Ефимовым настаивала на том, что «не смеется над врагом только тот, кто его боится».

Спор в пользу смеха окончательно решили фронтовики. Рисунки наших художников с уничижительными и смешными подписями в адрес захватчиков вызвали поток писем в редакции газет и лично авторам карикатур, в первую очередь Борису Ефимову. На выставке в Президентской библиотеке представлены эти фронтовые треугольники и конверты, чтение которых погружает в атмосферу военного времени: «Вчера после боя не досчитались почти трети роты. И что бы мы делали, если бы не подоспела свежая газета с вашими, Борис Ефимович, карикатурами!..». На письме в редакцию пометка: «Секретариат, для художника Б. Ефимова (просьба срочно передать)». Боец прислал стихотворную подпись под очередной сюжет для антифашистского шаржа. В экспозиции есть пара примеров, когда текст к рисунку создал не одарённый мастер слова Ефимов, а солдаты Красной армии – писали, сидя в окопах в ожидании очередной атаки.

И все просили Ефимова рисовать больше. Во многих воинских частях и подразделениях его карикатуры специально вырезали из газет, составляли из них альбомы, некоторые рисунки перерисовывали на самодельные плакаты. Ну как не сделать всеобщим достоянием такой шедевр из экспозиции Президентской библиотеки? Карикатуру Ефимова предваряет фраза: «Срочная перемена программ». «Внимание, внимание! Вместо назначенной ранее кантаты Адольфа Гитлера «Взятие Сталинграда» исполняется похоронный марш «Адью, шестая армия!» (Музыка того же автора)».


Фото предоставлено пресс-службой Президентской библиотеки

Перелом в ходе войны наступил, и во многом его приближали остроумные, злободневные, вселяющие веру в лучшее карикатуры. Стоит отметить, что ничто не могло поколебать веру Ефимова в Победу: в самом начале войны, когда Красная армия отступала, и ещё раньше, когда над предвоенной Европой сгущались тучи, художник не сомневался в окончательной, библейской победе добра над злом.

За время военных действий художник наработал так много, что в 1943 году он выпустил книгу «Гитлер и его свора», вскоре после публикации переведенную на английский, венгерский, румынский, болгарский и другие языки. Оригиналы этой серии были так хороши, что генералиссимус Сталин подарил их премьер-министру Великобритании Черчиллю.

В центре экспозиции, открытой в Президентской библиотеке, под стеклом хранится грозное оружие карикатуриста: его подлинные перо, чернильница, карандаш и тушь, купленная в одну из его довоенных поездок в Германию. Ефимов разил нацистов их же немецким «оружием» – и так, что фюрер впоследствии не раз пожалел о том, что он разрекламировал русского художника в довоенном альбоме. К концу войны имя Бориса Ефимова знали уже не только по обе стороны западной границы СССР, но и на других материках. В 1945 году его пригласили на Нюрнбергский процесс, где Борис Ефимович участвовал в суде над фашистскими преступниками как карикатурист: сидел в зале и набрасывал портреты сделавшихся вдруг жалкими и ничтожными нацистских палачей.

Борис Ефимов оказал огромное влияние на искусство отечественной графики, журналистики и книгоиздания. Его карикатуры находятся в частных собраниях и коллекциях ведущих музеев мира. Образы и работы Бориса Ефимова, серия его антивоенных и антифашистских произведений – важнейшая часть мирового карикатурного наследия. Классикой стала одна из самых знаменитых работ Ефимова: после провала запланированного Германией блицкрига император Наполеон стыдит Адольфа Гитлера за незнание истории и ставит ему оценку: «Адольф Гитлер! Вы не усвоили моих уроков. Единица!».

После войны Борис Ефимов 30 лет возглавлял творческо-производственное объединение «Агитплакат» при Союзе художников СССР. В августе 2002 года 102-летний художник встал у руля отделения искусства карикатуры Российской академии художеств. А в свой 107-й день рождения получил новую должность – главного художника газеты «Известия». Когда ему желали долголетия, Ефимов не без горечи замечал, что проживает две жизни – за себя и за горячо любимого брата-погодка Михаила, взявшего псевдоним Кольцов. Он был одним из самых талантливых советских публицистов, участником войны в Испании, но потом его обвинили в шпионаже и расстреляли в возрасте 41 года.


Фото предоставлено пресс-службой Президентской библиотеки

До конца своих дней – скончался Борис Ефимович на 109-м году жизни – он писал, рисовал, общался с лучшими людьми своего времени.

На выставке в Президентской библиотеке особенно отчётливо осознаёшь, почему этот человек был столь любим и широко популярен дома и за рубежом, имел много друзей: интеллигентный, независимый, способный переживать драмы своего века, не травмируя других. Его умение высмеивать и провоцировать, находить болевые точки противника и бить в них без промаха, его талант рисовальщика, наблюдательного и точного, были настолько очевидны, что Николай Бухарин в свое время назвал его не только большим художником, но и проницательным политиком. Всё это определило роль карикатуриста в истории Великой Отечественной войны.

Именно Ефимову своим беспощадным смехом удавалось деконструировать фашизм, превращать страшное, огромное и опасное в жалкое, презренное и ничтожное. Свидетели рассказывали, что над его карикатурами хохотали в окопах не только советские, но и немецкие солдаты.

#карикатура #выставка #художник #Президентская библиотека #Вторая мировая война

Комментарии