Картуш, бульдог и балерина. В Петербурге отметили День скульптора

Ежегодный День скульптора в пятый раз, по традиции, состоялся в первую субботу марта. Скульпторы открыли двери своих мастерских в доме на Заневском проспекте, 26, где они лепят из глины, вырезают из дерева, отливают из металла и выдувают из стекла. Общение с художниками, экскурсии с рассказами о творчестве, мастер-классы, лекции проходили одновременно в двух десятках мастерских.

Картуш, бульдог и балерина. В Петербурге отметили День скульптора | ФОТО автора

ФОТО автора

Успеть везде было невозможно физически. Таким и должен быть праздник, куда пришли семьи с детьми разного возраста, школьники, студенты, пенсионеры… Пришли не только посмотреть на скульптуры, но и пообщаться с их авторами.

Начальная точка — мастерская № 8 Семена Платонова и Владислава Серова. Она стала своего рода штабом праздника, где можно было узнать расписание мероприятий и адреса скульпторов, здесь же в режиме нон-стоп проводились ­мастер-классы. Успеваю поинтересоваться у Платонова, над чем он трудится, оказывается, Семен с Владиславом продолжают работать над архитектурно-ландшафтным проектом «Парк Арктика».

«Вы здесь хозяйка?» — спрашивает одна гостья молодую женщину, дежурившую у стола для занятий лепкой. «Я не хозяйка, я — муза, вдохновляю участников мас­тер-классов», — отвечала Евгения Платонова, театральный художник. В этот момент группа школьников, специально приехавших на День скульптора из Петрозаводска, закончила занятие с Платоновым по теме «Впуклости-выпуклости». Как пояснил скульптор, для начинающих это было знакомство с материалом и формой: как вылепить нос, многие представляют, но далеко не все сумеют сделать углубление в глине в форме носа. Едва школьники забрали свои творения и умчались на экскурсию на колоннаду Исаакиевского собора, как у Серова началось занятие по рубке из уральского мрамора. Начал он с показа того, как правильно держать в руках молоток.

Увидев, что открыта дверь мас­терской Вадима Трояновского, я поспешил туда. 85‑летний мастер объяснял гостям секреты профессии: «Главное в работе скульптора — воображение. Рисунки, эскизы — это инструменты. Вещь должна присниться, а если вы крепко спите, надо напрячься, чтобы ее запомнить». Увидев в мастерской большую модель балерины, спрашиваю об этой работе. Трояновский объясняет, что она из неосуществленного. Может быть, получится установить скульптуру во дворе Консерватории на улице Глинки, 2. Сейчас по случаю 80‑летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады Трояновский работает над моделью монумента «Матерям-блокадницам».

«Это ваша реальная мастерская, вы здесь работаете? Как‑то уж очень чисто!» — удивляется гость, пришедший к Леве Бейбутяну. Скульптор объяснил, что два дня назад он здесь передавал Театру эстрады им. Аркадия Райкина изображение артиста, выполненное из фарфора, вот и пришлось по случаю создать музейную обстановку. «А стул на подиуме зачем?» — не унимался пытливый посетитель. «На нем позирует артист Валерий Кухарешин, мой давний приятель», — ответил Лева. А в ближайших планах у него бюст Григория Кравченко, дважды Героя Советского Союза — работа выполняется для частного музея.

В это время закончился мас­тер-класс Алены Яковлевой «Лепим сидячую таксу» для самых маленьких. Дети работали по картинке, но будет и живая собака. Позже глиняные фигурки обожгут и отдадут на память авторам. Может, это их первый шаг в профессию скульптора. Алена показывает мне свои новые работы — она пробует себя в фарфоре, созданы рельефы «Женский портрет». Рядом замечаю необычных «Слона» и «Буйвола». Это работы Ольги Легаревой, работающей в той же мастерской. «Беру необработанный камень и дополняю его бронзовыми деталями», — поясняет она.

В мастерской Светланы Рупасовой сразу замечаешь два больших картуша, украшенных львиными головами. Скульптор с группой коллег занимается их реставрацией. Одна работа связана с картушами, украшавшими фасад Городского сиротского дома (Колокольная улица, 16). Один из них полностью утрачен, другой потерял львиный маскарон. В мастерскую привезен оригинал, по которому Светлана создала копию. Головы львов воссозданы по архивным фотографиям. Другая работа — воссоздание лепного рельефа на доме № 40 по Разъезжей улице. Уже летом мы увидим результат на домах.

Тема сохранения наследия появилась еще раз в мастерской Павла Тихомирова и Дмитрия Федина. Ее хозяева занимаются реставрацией лепного декора из особняка Андрея Штакен­шнейдера (Миллионная улица, 10). Как рассказал Федин, им привезли десятки осколков, из которых они возрождают «арку» середины XIX века.

Теперь про живую собаку. Скульп­тор Нина Спивак привезла своего французского бульдога Булю, рассказала о породе и предложила за час вылепить голову бульдога. Буля привык позировать: в Нижнем Новгороде установлен памятник Федору Шаляпину с собакой, для которого Буля позировал Платонову. По словам Спивак, такие мастер-классы позволяют их участникам на себе почувствовать, насколько трудна работа скульптора, как много времени требуется на соз­дание произведения: от первой модели до финальной отливки.

День скульптора завершился открытием галереи Lift на месте моторного отсека давно разобранного грузового лифта. На первой выставке были представлены пять авторов, которые трудятся в доме на Заневском. По словам Алексея Бойко, куратора проекта, он выбрал работы, экспериментирующие с формами и фактурой. Например, «Ленинградская симфония» Серова: из гнутого листового металла создан образ блокадников.

Спрашивать, как будет работать галерея, еще рано. По источникам, не завершены еще переговоры петербургского Союза художников и городских властей о том, чтобы дом стал частью Фонда творческих мастерских Петербурга. Скульпторы надеются, что именно такое решение будет принято и они смогут продолжить работать в привычном месте, чаще устраивать дни открытых дверей. В трех минутах ходьбы отсюда недавно создано общест­венное пространство «Охта — Оккервиль», активно идет реставрация «Уткиной дачи» для Музея городской скульптуры. Есть шанс получить культурный центр общегородского масштаба.


#скульпторы #праздник #скульптуры

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 38 (7367) от 03.03.2023 под заголовком «Картуш, бульдог и балерина».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?