Карающий меч и оберегающий щит революции

23 декабря на телеканале «Россия-1 - Санкт-Петербург» состоится презентация документального фильма «ВЧК. 80 дней в Петрограде». В преддверии этого события корреспонденту газеты «Санкт-Петербургские ведомости» удалось поговорить со съемочной бригадой фильма и узнать все подробности о новой картине.

Карающий меч и оберегающий щит революции  | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

- Расскажите, пожалуйста, как вам пришла идея снять этот фильм?

Ирина Холмова, руководитель проекта:
- 10 декабря 2017 года будет отмечаться 100-летие со дня образования Всероссийской чрезвычайной комиссии в Петрограде. Всего 80 дней, проведенных чекистами в нашем городе, вошли в историю как зарождение новой спецслужбы. Два года назад на телеканале «Россия-1 - Санкт-Петербург» мы задумали проект, который назывался «Петроград 17-го года». В тот момент все каналы еще «спали», а мы уже начали готовиться к столетнему юбилею революции и выпустили в эфир более 30 программ, посвященных событиям 1917 года. И как раз во время съемок нам пришла идея сделать фильм, который мы назвали «ВЧК. 80 дней в Петрограде». Фильм длится около часа, и наша основная задача была рассказать о ВЧК не сухим казенным языком, а найти какие-то неизвестные и интересные факты, которые бы заинтересовали зрителя.

- Почему вы решили снять фильм именно о первых 80 днях ВЧК?

Ирина Холмова:
- Эти дни были очень драматичными, и требовались чрезвычайные меры, чтобы навести порядок в городе. Начиная с февраля 1917-го российская государственность распадалась. Жители Петрограда бежали из города, бросая свое жилье и имущество. Именно тогда была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия для борьбы с бандитизмом, контрреволюцией, саботажем. Как ни парадоксально, при всей спорности дальнейшей истории ВЧК, но именно с новой спецслужбы началось восстановление управления государством. В своем фильме мы прошли по историческим местам и показали, где конкретно проходили все эти события. И начиналось все с конкретного адреса - Гороховая улица, дом 2.

- Расскажите подробнее об этом эпизоде.

Ирина Холмова:
- 10 декабря 1917 года на Гороховую, 2, в здание бывшего градоначальства, вошли 23 человека, на подоконники и лестницы водрузили пулеметы, а на дверь прибили написанную собственноручно председателем Ф. Дзержинским фанерную табличку - так началась работа Всероссийской чрезвычайной комиссии.

Наталья Колесова, автор сценария: - Я расскажу об одном случае, который произошел с нами во время съемок фильма. 100 лет назад на Литейном, 46, находился штаб Союза Союзов, где готовилась всесоюзная забастовка. По донесениям сообщили, что будут собираться около 30 человек. Чекисты очень быстро подготовили операцию, которой руководил сам Феликс Дзержинский. И когда мы снимали этот эпизод, к нам подошла женщина, представилась сотрудником ТСЖ и потребовала разрешение на съемку. Нам было смешно вот по какой причине: выезды чекистов происходили по жалобам и донесениям простых работников. И вот представьте, прошло 100 лет, а люди до сих пор остались бдительными.

- Расскажите подробнее про вашу творческую бригаду.

Ирина Холмова:
- Автор сценария Наталья Колесова, режиссер Роман Кощеенко, ведущий и исполнитель роли чекиста актер Егор Лесников.

Экспертами в фильме выступили ветераны ФСБ полковники в отставке Владимир Груздев и Владимир Егерев, историк Илья Ратьковский, писатели Борис Алмазов и Анджей Иконников-Галицкий, а также Оксана Алексеева, заведующая отделом «Гороховая, 2» Государственного музея политической истории России.

- Вопрос к ведущему: расскажите, почему вы согласились принимать участие в съемках фильма?

Егор Лесников, ведущий, актер:
- Для меня это был новый опыт, поскольку я артист в театре, снимался в телесериалах, занимался дубляжом, но в роли телеведущего никогда не был.

- Какие сложности вам пришлось преодолеть?

Егор Лесников:
- Большое количество текста - самая главная сложность. Мы ничего не читаем перед камерой, весь текст приходилось учить. Ну и, конечно, капризная питерская погода. Все остальное было максимально комфортно.

- Как вы сработались с творческой бригадой?

Егор Лесников:
- Творческая бригада меня окружала заботой. Я старался изо всех сил справиться, и только с их помощью у меня это получилось.

- А насколько вам, молодому человеку XXI века, близка эта тема?

Егор Лесников:
- Мне, как человеку современному, тема революции и сопутствующих событий была не столь близка. Но благодаря съемкам в этом фильме я определенным образом образовывался. Я считаю, что историю своей страны должен знать каждый гражданин.

- Вопрос режиссеру фильма: расскажите подробнее о процессе съемок.

- Задача режиссера была очень интересная и занятная, ведь сама эта история и впечатляет, и вдохновляет одновременно. Хотелось сохранить весь колорит и романтизм того времени. Мы пошли по самому интересному пути в документальном кино - по пути реконструкции. С оператором Александром Волковым мы придумали, как снимать сцены, используя специальный холодный свет - он очень помогает делать лицо выразительным, контрастным, хорошо видны блики на оружии, четко различаются детали. Обычно так делают только в художественном кино. В итоге у нас получились очень выразительные сцены. Вся съемочная группа участвовала в процессе с большим энтузиазмом.

Показ документального фильма «ВЧК. 80 дней в Петрограде» состоится 23 декабря в 8.20 на телеканале «Россия-1 - Санкт-Петербург».

#документальное кино #ВЧК #премьера

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?