Камзол из патронов. Как прошел Петровский конгресс в Петербурге

Завершился XV Петровский конгресс, посвященный личности царя-юбиляра. Форум получился не менее интересным, чем предыдущие, больше говорили о преобразованиях Петра, его влиянии на российскую историю.

Камзол из патронов. Как прошел Петровский конгресс в Петербурге | ФОТО Википедии / A.Savin (WikiCommons) / CC BY-SA 3.0

ФОТО Википедии / A.Savin (WikiCommons) / CC BY-SA 3.0

Сначала исследователи биографии царя поспорили о том, как прошла юность Петра. Одни ученые считают, что он развивался с отставанием, связанным с последствиями страхов, вызванных Стрелецким бунтом 1682 года. Другие уверены, что юный царевич был обычным ребенком. Наконец, третьи предлагают приложить к Петру теорию психосоциального развития Эрика Эрихсона, психолога XX века. Согласно этой теории, ранняя зрелость начинается в 20 – 25 лет, а Петр достиг ее с небольшим опережением.

Наибольший интерес вызвали доклады музейщиков. Людмила Маркина, куратор выставки «Петр Первый. Усы властелина», открывшейся в Третьяковской галерее, исследовала все доступные ей изображения царя, созданные с 1698-го по 1722 год. Усы зафиксированы на портретах работы Готфрида Неллера, Яна Купецкого, Иоганна Готфрида Таннауэра, Луи Каравака и других художников. Эти изображения многократно копировались и гравировались. Оказалось, что царь носил несколько типов усов. В молодости Петр начинал с тонких двухчастных, так называемых английских, усов. Потом были пышные усы, на концах вздернутые вверх, — «императорские», а также их фигурный вариант — «хэндлбар». Примерно к тем же 1710‑м годам относятся усы едва намеченные, а также распушенные и тонкие с загнутыми вверх распушенными концами. В ­последние годы жизни царь носил усы горизонтальные аккуратной формы с чуть опущенными концами. Их называют «карандаш», поскольку для стрижки от цирюльника требовалась поистине виртуозная работа, чтобы создавалось впечатление, будто усы нарисованы карандашом.

Психологи считают, что «хэндлбар» присущ разносторонним мужчинам, они могут управлять большими коллективами, интересуются военными вопросами и любят философствовать. В то же время обладатели таких усов известны непреклонной волей и беспощадным отношением к окружающим, не терпят лени и не знают усталости. Все эти характеристики полностью подходят для Петра.

Впрочем, психологи могут ошибаться. Они считают, что мужчины, носящие «карандаш», вежливы и обходительны. Эти черты трудно найти в характере российского императора.

Нина Тарасова, заведующая сектором русского прикладного искусства Эрмитажа, хранитель коллекции «Гардероб ­Петра I», рассказала, что будущего царя с раннего детства готовили стать модником. Использовались не­обычные тогда сочетания цветов, например, красный и желтый, красный и белый, черный и лазоревый. Ткани высшего качества покупались по всему свету. 11 декабря 1672 года, когда царевичу не было и полугода, ему сшили два кафтана из «объяри» — узорчатого шелка с золотыми и серебряными нитями, а пуговицы были украшены драгоценными камнями.

Став царем, Петр носил кафтаны, рукава которых оторочены мехом бобра. Камзолы вышивались в технике «трапунто», когда между двумя слоями ткани пропускался шнур, образующий сложный узор. После поездки в Париж Петр стал носить «жюстокор» — кафтан, прилегающий к талии. В ходу были и «патроны», как рассказала Тарасова, это заготовки — раскроенные детали костюмов с вышивкой и другими украшениями. С царя снимались мерки и по ним в зарубежных мастерских делались «патроны». В России портные сшивали эти заготовки точно по фигуре царя. Если говорить об одежде императора как о его фирменном стиле, то он выглядит так: «Петр носил воротнички, которые не были в моде, и не носил париков, которые были в моде». В декабре в Дни Эрмитажа-2022 откроется выставка «Гардероб императора», где будут впервые показаны все 300 царских костюмов, что хранятся в музее.

Организаторы Петровского конгресса — Институт Петра Великого и Фонд имени Д. С. Лихачева — планируют посвятить свой следующий форум 2023 года 320‑летию Петербурга и 350‑летию Александра Меншикова.


#конгресс #Петр I #форум

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 106 (7189) от 15.06.2022 под заголовком «Усы карандашом и камзол из патронов».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?