Изгнание в рай: в Петербурге открылась выставка «Жизнь как метафора»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX - XXI веков открылась выставка московских художников Татьяны Назаренко, Алексея и Игоря Новиковых «Жизнь как метафора». Они принадлежат к разным поколениям, в прошлом представители «левого МОСХа», ныне - члены Российской академии художеств.

Изгнание в рай: в Петербурге открылась выставка «Жизнь как метафора» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Кураторская команда МИСП, отобрав 150 произведений из мастерских художников, показывает, что изменилось в творчестве Назаренко и Новиковых за последние десятилетия, когда исчезло деление на правых и левых, академиков и нонконформистов. Главное, что объединяет трио, - реагируя на нынешнюю жизнь, они не изменяют языку иносказаний. Отсюда название выставки.

Алексей Новиков относится к поколению, начинавшему в «оттепельные» 1960-е. В его картинах-фантазиях легко найти следы, а то и цитаты из Шагала, Малевича, Ларионова, русского лубка начала ХХ века. Но как со временем разительно меняются сюжеты его картин. Прежде это была забавная «Зима на ферме в Тимоново» - мужик везет на санях двух крестьянок, у них в руках вилы. Или добродушные «Игра в жмурки» и «Городец. Бани», где бабушка деловито пилит дрова для трех бань сразу.

Новое время - новые песни. Появляется «Время былое», где бабы гуляют с «серпастым-молоткастым» красным флагом на фоне многочисленных церквей. Или «Дурдом. Курка», где зрячие передвигаются, как в «жмурках».

Игорь Новиков начинал на рубеже восьмидесятых - девяностых, был активным участником сквота в Фурманном переулке. Его фирменный знак - пиктограммы с изображениями белых или красных человечков, помещенных в разные обстоятельства. Тридцать лет назад они пилили скульптуру «Рабочий и колхозница», демонтируя советский миф. Совершали «Большой прыжок» на фоне московских сталинских высоток. Но уже тогда Новиков назвал одно из путешествий человечков «Апокалипсис. Изгнание в рай». Ныне постоянные персонажи Новикова пытаются спрятаться от суровой реальности в пейзажах Левитана и Куинджи, в сказочных сюжетах Васнецова.

Центральное место на выставке занимают произведения Татьяны Назаренко. Уже во дворе музея зрителей встречает фанерная обманка «Рабочая и колхозник», а на лестнице обманки из монтажной пены - «Охранник» и «Джинсовая мода». Художница начинала в семидесятые, когда за метафорами прятала высказывания о советской реальности. В начале девяностых она обратилась к обманкам. Тогда был создан знаменитый «Московский стол» - фанерные бутылки и закуски говорили о пропасти, которая разверзлась между богатыми и бедными. На нынешней выставке показан вариант - «Стол» и обманка «В кафе». Сейчас эти фанеры и пена обретают новое звучание. Наше время философы и культурологи называют эпохой «постправды, альтернативных фактов и фейковых новостей».

В последние годы Назаренко вернулась к живописи. Но если в 1992 году в «Трапезе» она изображала себя как жертву вампиров, то в 2013-м художница создает серию «Саломея» на темы библейской истории, а в 2016-м - «Несение креста», где крест несет женщина. Здесь метафора легко прочитывается. Так же как на картине «Положение во гроб», где тело мужчины одето в хаки.

Читайте также о том, как в Русском музее открылась выставка «Ангелы ХХ века».

#картины #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком «Изгнание в рай».


Комментарии