Изгнание в рай: в Петербурге открылась выставка «Жизнь как метафора»

В Музее искусства Санкт-Петербурга XX - XXI веков открылась выставка московских художников Татьяны Назаренко, Алексея и Игоря Новиковых «Жизнь как метафора». Они принадлежат к разным поколениям, в прошлом представители «левого МОСХа», ныне - члены Российской академии художеств.

Изгнание в рай: в Петербурге открылась выставка «Жизнь как метафора» | ФОТО АВТОРА

ФОТО АВТОРА

Кураторская команда МИСП, отобрав 150 произведений из мастерских художников, показывает, что изменилось в творчестве Назаренко и Новиковых за последние десятилетия, когда исчезло деление на правых и левых, академиков и нонконформистов. Главное, что объединяет трио, - реагируя на нынешнюю жизнь, они не изменяют языку иносказаний. Отсюда название выставки.

Алексей Новиков относится к поколению, начинавшему в «оттепельные» 1960-е. В его картинах-фантазиях легко найти следы, а то и цитаты из Шагала, Малевича, Ларионова, русского лубка начала ХХ века. Но как со временем разительно меняются сюжеты его картин. Прежде это была забавная «Зима на ферме в Тимоново» - мужик везет на санях двух крестьянок, у них в руках вилы. Или добродушные «Игра в жмурки» и «Городец. Бани», где бабушка деловито пилит дрова для трех бань сразу.

Новое время - новые песни. Появляется «Время былое», где бабы гуляют с «серпастым-молоткастым» красным флагом на фоне многочисленных церквей. Или «Дурдом. Курка», где зрячие передвигаются, как в «жмурках».

Игорь Новиков начинал на рубеже восьмидесятых - девяностых, был активным участником сквота в Фурманном переулке. Его фирменный знак - пиктограммы с изображениями белых или красных человечков, помещенных в разные обстоятельства. Тридцать лет назад они пилили скульптуру «Рабочий и колхозница», демонтируя советский миф. Совершали «Большой прыжок» на фоне московских сталинских высоток. Но уже тогда Новиков назвал одно из путешествий человечков «Апокалипсис. Изгнание в рай». Ныне постоянные персонажи Новикова пытаются спрятаться от суровой реальности в пейзажах Левитана и Куинджи, в сказочных сюжетах Васнецова.

Центральное место на выставке занимают произведения Татьяны Назаренко. Уже во дворе музея зрителей встречает фанерная обманка «Рабочая и колхозник», а на лестнице обманки из монтажной пены - «Охранник» и «Джинсовая мода». Художница начинала в семидесятые, когда за метафорами прятала высказывания о советской реальности. В начале девяностых она обратилась к обманкам. Тогда был создан знаменитый «Московский стол» - фанерные бутылки и закуски говорили о пропасти, которая разверзлась между богатыми и бедными. На нынешней выставке показан вариант - «Стол» и обманка «В кафе». Сейчас эти фанеры и пена обретают новое звучание. Наше время философы и культурологи называют эпохой «постправды, альтернативных фактов и фейковых новостей».

В последние годы Назаренко вернулась к живописи. Но если в 1992 году в «Трапезе» она изображала себя как жертву вампиров, то в 2013-м художница создает серию «Саломея» на темы библейской истории, а в 2016-м - «Несение креста», где крест несет женщина. Здесь метафора легко прочитывается. Так же как на картине «Положение во гроб», где тело мужчины одето в хаки.

Читайте также о том, как в Русском музее открылась выставка «Ангелы ХХ века».

#картины #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6463) от 20.06.2019 под заголовком «Изгнание в рай».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?