Исполняется 245 лет со дня рождения архитектора Карла Росси

Сегодня исполняется 245 лет со дня рождения великого архитектора Карла Росси.

Исполняется 245 лет со дня рождения архитектора Карла Росси | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

Смог бы Петербург без его архитектурного гения встать в один ряд с самыми великими древними столицами мира? Вряд ли.

Как архитектор Карл Росси мыслил масштабно – не отдельными зданиями, а грандиозными ансамблями. На его счету в Петербурге – двенадцать улиц и тринадцать площадей. В его интерпретации стиль ампир, пришедший из наполеоновской Франции, обрел блеск и мощь, достойные Российской империи, победившей в войне 1812 года, и ее молодой столицы. Величие замысла не мешало архитектору быть предельно внимательным к деталям, продумывая даже мебель, предназначенную для Михайловского дворца (ныне главного здания Русского музея), каждую виньетку, каждый узор орнамента на обивочных тканях.

Росси – автор и прилегающего к дворцу Михайловского сада (совместно с Адамом Менеласом). Красивейший уголок старинного сада – пристань на берегу Мойки и выходящий на нее павильон, который носит имя архитектора. Сейчас там находится кафе, и летом на открытой площадке можно выпить кофе, любуясь сквозь изящную колоннаду рекой, скользящими по ней корабликами. Посреди павильона установлен бюст архитектора. Прогуливающиеся петербуржцы любят украшать его голову венками – летом из цветов, осенью – из кленовых листьев.

На противоположном берегу Мойки, в Летнем саду память о Росси – павильон «Кофейный домик». До революции там была кондитерская Джузеппе Пьяццо, в советское время – администрация Летнего сада, кроме того, там иногда проводились художественные выставки, потом опять кафе.

Если уж речь зашла о садовых павильонах, как не вспомнить те, что стоят в саду Аничкова дворца? В конце 1990-х в одном из них с помпой открылся бутик итальянского модельера Джанни Версаче. Планировалось, что на открытие приедет он сам, но незадолго до этого модельер был убит, так что торжество получилось с траурным привкусом. А журналисты писали о том, что это самый красивый бутик Версаче во всем мире. Он просуществовал там до 2008 года.

Дворцовая площадь, какой знает ее весь мир, обрела свой совершенный облик тоже благодаря Росси. Император Александр I издал указ о придании Дворцовой площади вида, подобающего главной площади Российской империи, весной 1819 года. Руководство проектом поручил Карлу Ивановичу Росси. Здание Главного штаба было выстроено со скоростью, которая поражает воображение даже сейчас, в век современных технологий. Западное крыло было завершено в 1823 году, восточное (министерский корпус) – в 1825-м. Оба корпуса объединяет грандиозная арка, которую венчает колесница Ники – богини Победы. Протянувшееся на 580 метров здание словно заключает площадь в свои объятия.

В 1988 году восточное крыло передали Эрмитажу. Здание находилось почти в аварийном состоянии. Было решено провести реконструкцию, превратив его в крупнейший в России музей современного искусства, при этом максимально сохранив исторические фасады. Проект реконструкции разрабатывала «Студия 44» Никиты Явейна. Пришлось заменить большую часть деревянных перекрытий, укрепить фундамент. Работы велись предельно осторожно, чтобы не повредить декор. Стены расчищали от многовековых наслоений (кое-где до 13) краски. Любопытно, что позолота в советское время была закрашена бронзовой краской. А ведь при Росси даже оттенки золота были различны – блестящие, матовые.

Незадолго до реконструкции многие градозащитники резко выступали против, опасаясь, что шедевр Росси пострадает. Но реконструкция его спасла и превратила в красивейший музей современного искусства с парадной лестницей-амфитеатром, облицованной итальянским известняком «брекчия сардо», монументальными 14-метровыми дверями, ведущими в анфиладу выставочных пространств. При этом замысел Росси, его величественный ампир не разрушен, а словно переведен на язык третьего тысячелетия. Как будто архитекторы, пробившись друг к другу сквозь два столетия, вступили в диалог, пришли к соглашению и пожали руки...

Одно из главных и прекраснейших творений Росси – ансамбль площади Островского с Александринским театром, увенчанным квадригой Аполлона, покровителя искусств, корпусом Императорской публичной библиотеки и двумя зданиями Театральной улицы (ныне носящей имя Росси). В одном из них находится Академия русского балета имени Вагановой, и по утрам можно видеть, как спешат туда стройные и грациозные девушки и юноши. И сама эта улица, обладающая совершенными пропорциями, отличается балетным изяществом. А совершенно одинаковые длинные здания словно отражают друг друга, создавая ощущение, что ты оказался во сне или в сказке.

18 декабря 245-летие со дня рождения Росси (по старому стилю) отметили учреждения культуры, расположенные на площади Островского. Инициатором встречи стала Анастасия Гай, директор Театральной библиотеки. Она предложила в будущем организовать совместный фестиваль, посвященный памяти великого архитектора. Пожалуй, этот фестиваль мог бы стать одним из красивых городских праздников.

Итальянский мальчик, родившийся 245 лет назад в Неаполе, приехавший в Россию в десятилетнем возрасте с матерью-балериной и отчимом – известным балетмейстером Шарлем Ле Пиком, обрел здесь родину. И сделал ее столицу красивейшим городом мира.

#архитектура #история #день рождения

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6837) от 29.12.2020 под заголовком «Росси – Петербургу, России и миру».


Комментарии