Имбирное печенье и бриллианты. Чем интересен фильм «Трумен Капоте говорит»

Как уже знают наши читатели, вчера в Петербурге открылся Beat Film Festival, в котором представлены фильмы об искусстве. Среди них фильм Эбса Берноу «Трумен Капоте говорит», снятый в 2019 году.

Имбирное печенье и бриллианты. Чем интересен фильм «Трумен Капоте говорит» | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

«Жизнь – относительно хорошая пьеса с плохо написанным третьим актом». Американский писатель Трумэн Капоте словно сам напророчил себе финал. Все пошло, как по писаному.

Американский писатель у нас в стране более всего известен как автор «Завтрака у Тиффани». Если даже кто-то не читал книгу об авантюристке Холли Голайтли, любительнице вечеринок и путешествий, то смотрел одноименный фильм с Одри Хепберн в главной роли.

На счету Капоте не только лирические повести вроде «Завтрака у Тиффани» или «Голоса травы», но и, например, жесткий документальный роман «Хладнокровное убийство», который, как говорил Капоте, чуть не убил его самого.

На самом деле убила его другая книга – неоконченный роман «Услышанные молитвы». Но все по порядку.

В оригинале название фильма звучит как «Записки Трумэна Капоте». Говорит здесь не столько он сам, хотя он, конечно же, появляется в хронике и мы слышим его голос – высокий, пронзительный, чуть скрипучий, немного гнусавый. Но больше говорят о нем другие. Режиссер составляет портрет Капоте – вернее, этюд к портрету, из вороха воспоминаний самых разных людей, используя в основном архивные интервью, сделанные журналистом Джорджем Плимтоном. Поражаешься, как мало хорошего можно услышать о нем от его знакомых и якобы друзей: «Он вел себя часто как капризный, избалованный ребенок». «Фрик!». «Был весь пропитан наркотой». «У него было необыкновенное чувство юмора, такое – чуть ядовитое».

Фоном для монологов вспоминающих, которых, пожалуй, многовато, служат документальные кадры о светской жизни Нью-Йорка 1960 – 1970-х годов. Но опять же – портрет эпохи не возникает. Скорее, это штрихи к портрету.

Мы видим и устроенный Капоте «Черно-белый бал», прошедший в Нью-Йорке в отеле Plaza в 1966 году и причисленный ныне к одной из самых роскошных вечеринок минувшего века. И дискотеку Стива Рубелла Studio 54 на Манхэттене, где в 1970-е годы веселился весь цвет артистической богемы Нью-Йорка.

И везде Трумэн Капоте, казалось, был своим в доску. Но так лишь казалось. Его карьера и вместе с ней жизнь пошли под откос, когда он обманул доверие своих «лебедушек» – самых красивых, элегантных и богатых женщин Нью-Йорка. Бэйб Палей, Глорию Гиннесс, Си-Зи Гест, Ли Радзивилл, о которой он говорил: «Ну ее легко описать. Она красавица. Внутри. Внешне». «Лебедушки» – потому что они были красивы и грациозны, и у всех были длинные шеи, как у принцесс крови или у балерин. Он вроде бы дружил с ними. А потом вдруг выдал доверенные ему секреты, показал уязвимые места, болевые точки. Когда несколько глав из романа «Услышанные молитвы» были опубликованы в журнале «Эсквайер», разразился скандал. Понятно, что свет от него отвернулся. Капоте глушил душевную боль и комплексы алкоголем и таблетками. И умер в возрасте 59 лет от цирроза печени.

В финале фильма мы видим имбирное печенье. Его пекла тетушка Капоте. Для писателя оно было тем же, что для его героини Холли – бриллианты в витрине ювелирного магазина «Тиффани». Оберегом. Излечивало неврозы и избавляло от страха перед жизнью. Как не вспомнить Марселя Пруста и его бисквитное печенье «мадлен». Стоит опустить в чай и потом надкусить, как вас захлестнет поток воспоминаний о прошлом.

#фильм #кино #писатель

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 187 (6785) от 15.10.2020 под заголовком «Имбирное печенье и бриллианты».


Комментарии