Игорь Скляр выступил в «Колизее» с программой For Sentimental Reasons
7 марта в концертном зале «Колизей» народный артист России Игорь Скляр пел джаз и рассказывал о джазе. Свою программу, созданную совместно с квинтетом Jazz Classic Community, народный артист назвал For Sentimental Reasons («По сентиментальным причинам») — по названию одной из самых романтичных и лирических песен в истории джаза.
ФОТО Елены БЛЕДНЫХ/предоставлено пресс-службой проекта
Программа посвящена грядущему столетию джаза в России. Игорь Скляр рассказывал об истории джазовых стандартов, байки и легенды, и пел «вечнозеленые» хиты джазовой классики 30 – 60 годов, причем на четырех языках кроме русского: английском, итальянском, португальском, французском.
— До сих пор никто не знает точного перевода слова «джаз», — рассказывал Игорь Борисович, — есть теория, что оно происходит откуда‑то из бейсбола, другая — что это что‑то о запахе жасмина, есть еще штук восемь предположений. Но это музыка, которая впитала в себя и отразила весь двадцатый век, все его перипетии и изменения. Войны, индустриализация, сексуальная революция, научные открытия, борьба за мир — все это нашло отражение в джазе…
Вместе со Скляром на «прогулку по истории джаза от свинга до модерна» отправились участники Jazz Classic Community — именитые петербургские музыканты, лауреаты международных конкурсов Андрей Половко (чьи соло на саксофоне и флейте вызывали аплодисменты зала прямо посреди композиций), Екатерина Мыльникова (создатель и руководитель проекта, известный педагог по джазовой гитаре), контрабасист Михаил Фоминых, ударник Егор Крюковских, пианист Александр Алексеев. Все они профессионалы джаза, себя же Игорь Скляр называет «очень увлеченным любителем».
— Это самое приятное амплуа, — признается он, — Изучая джаз и преподнося публике, я сам его познаю. Это путь приятных открытий. Мы подготовили программу, посвященную классическому джазу, но не меньше меня интересует и советский джаз, и я надеюсь в дальнейшем сделать отдельную программу, которая напомнит нашим слушателям об этом уникальном явлении в истории музыки.
Имя Игоря Скляра уже без малого 40 лет связано с джазом. Еще в 1983 году он снялся в главной роли в картине Карена Шахназарова «Мы из джаза» и всерьез увлекся музыкой этого жанра. В восьмидесятые артист и музыкант с большим успехом исполнял всем тогда известные хиты «Комарово» и «Старый рояль», а в 2020‑х состоялся, как исполнитель классического джазового репертуара.
— Некоторым песням из нашей программы почти 100 лет, — говорит Скляр, — Но джаз интересен тем, что одна и та же композиция никогда не исполняется одинаково. Даже одни и те же люди, которые играют одну песню много раз, играют ее каждый раз по‑разному. Потому что другое настроение, другие новости, потому что снег пошел. Потому что джаз — самая живая музыка.
100 лет назад, в 1922 году, в Москве в здании нынешнего ГИТИСа состоялся первый концерт отечественного джаз-бэнда под управлением Валентина Парнаха. С этого дня российский джаз начал отсчет своей истории. Несмотря на то, что первый концерт прошел в Москве, столицей джаза в России можно смело считать Петербург/Ленинград. Именно здесь находится единственная в стране джазовая филармония, здесь был открыт первый в СССР джаз-клуб, зародилась музыкальная журналистика. Первые энтузиасты и пропагандисты джаза, ставшие легендой в истории музыки, тоже жили здесь. И сегодня джаз в Петербурге собирает полные залы. 7 марта в «Колизее», несмотря на все сложности последнего времени, не было свободных мест.
Свою прогулку по золотому веку джаза Игорь Скляр и Jazz Classic Community завершили песней, признанной «лучшей песней XX века» — написанной в 1967 году Джорджем Вайсом и Бобом Тили What a Wonderful World («Какой прекрасный мир»). В исполнении Луи Армстронга она стала одним из символов джаза и мира.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 41 (7124) от 09.03.2022 под заголовком «Прогулка по истории джаза».
Комментарии