ИФЗ отмечает 115-летнюю годовщину со дня рождения художника Воробьевского

ИФЗ - старейшее фарфоровое предприятие страны, история которого насчитывает без малого три столетия, - отмечает 115-летнюю годовщину со дня рождения легенды отечественного фарфора Алексея Викторовича Воробьевского (1906 - 1992).

ИФЗ отмечает 115-летнюю годовщину со дня рождения художника Воробьевского | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

В следующем году исполнится тридцать лет, как художника не стало, но по сей день он остается одним из основных брендов предприятия, на котором проработал всю жизнь. За 60 лет он создал сотни произведений. Его работы хранятся в Эрмитаже, Русском музее, ГМЗ «Кусково», других музейных и частных собраниях. Мастера ИФЗ и сегодня выполняют роспись изделий по мотивам работ Воробьевского.

Народный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. Репина, участник Всемирных выставок в Нью-Йорке, Брюсселе, получивший золотую медаль в Монреале, родился на станции Танхой Забайкальской области в семье железнодорожника. Уже в 4 года он проявлял способности к рисованию. В 1926 году окончил художественное училище в Павловске, мечтал стать театральным художником, но по рекомендации своего учителя и наставника Ивана Михайлова поступил на Ленинградский фарфоровый завод. В то время предприятием руководил Николай Суетин. Уже через два года вазы Воробьевского были удостоены почетного диплома на Международной выставке в Милане.

Манера росписи Воробьевского необычна. Он любил заполнять живописью почти всю поверхность фарфора: сначала тонким пером наносил контур рисунка, а затем с помощью тоненькой кисточки заливал его разноцветными красками. Он знал, какими будут краски после обжига. Художник не делал набросков, рисовал прямо на фарфоре, а когда к нему приставали с вопросами, откуда он берет свои необыкновенные сюжеты, отвечал: из снов.

Самой главной довоенной работой мастера считается ваза, расписанная на сюжет «Слова о полку Игореве» (хранится в музее ИФЗ). Он работал над ней восемь месяцев. Есть легенда, что художник поэму не читал, ему пересказали содержание. Знаменитая ваза - самая крупная из всех, что довелось расписывать Воробьевскому. Ее высота без малого метр.

Художник редко использовал литературные произведения для своих работ. Для него характерно обращение к фантастическим, сказочным сюжетам, мотивам народного искусства. Часто в его росписи можно видеть схематично изображенные фигуры людей, неземные цветы, деревья, здания, хрустальные мосты...

В довоенное время Воробьевский предпочитал нежную голубую и розовую гамму: сервизы «Арктическая фантазия», «Зимние развлечения»... После войны активно использовал красный цвет: сервизы «Русский лубок» (золотая медаль в Брюсселе), «Народные узоры», чайник «Красный петух»...

Сто наименований изделий с рисунками художника выпускает сейчас предприятие. Тарелки «В русском стиле», графин «Жар-птица» - с 1955 года. Современные художники перекладывают сюжеты мастера на другие формы.

Это замечательно и... немного грустно. Воробьевский не повторялся, он всегда расписывал один экземпляр нового рисунка.

#ИФЗ #фарфор #художник

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 51 (6889) от 25.03.2021 под заголовком «Сны на фарфоре».


Комментарии