И вновь о странностях любви. Сергея Барковского можно увидеть в «Загадочных вариациях»

В энциклопедии «Действующие лица петербургской сцены» Сергею Барковскому отведено три с половиной страницы. В то время как некоторым из его именитых собратьев досталось меньше столбца. В Молодежном театре на Фонтанке, где он работает без малого тридцать лет, артист занят в семи постановках, а сколько еще спектаклей «на стороне»!

И вновь о странностях любви. Сергея Барковского можно увидеть в «Загадочных вариациях» | Сергей Барковский (справа) и Андрей Некрасов в сцене из спектакля. Фото Юлии Кудряшовой предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

Сергей Барковский (справа) и Андрей Некрасов в сцене из спектакля. Фото Юлии Кудряшовой предоставлено пресс-службой Молодежного театра на Фонтанке

Количество фильмов и сериалов, в которых Барковский снимается, растет, кажется, в геометрической прогрессии. Вот и сейчас: параллельно с премьерными показами «Загадочных вариаций» (не говоря уж о текущем репертуаре) артист снимается в Москве в роли... В. И. Ленина. Кстати, в гриме очень похож на известные портреты Ильича - лукавый прищур, ласковая улыбка... Ну прямо «Ленин и печник». Фильм, однако, не про печника, а про другую персону, исторически с вождем связанную, - про Фанни Каплан. Но об этом судить пока рано. А вот с героем нового спектакля Семена Спивака - лауреатом Нобелевской премии писателем Абелем Знорко в исполнении Сергея Барковского - познакомиться можно.

Пьеса Эрика-Эмманюэля Шмитта «Загадочные вариации», написанная в 1996 году для театрального бенефиса Алена Делона, у нас известна давно. Ее играли в БДТ и в Московском ТЮЗе, она вовсю растиражирована антрепризами, что, к счастью, не умаляет ее достоинств. Барковский впервые прикоснулся к ней, когда в паре с Андреем Толубеевым сыграл, сменив Валерия Дегтяря, Эрика Ларсена. Тогда для актера, наверное, сам выход на сцену Большого драматического был не менее важен, чем роль. В дуэте закономерно лидировал Толубеев (Абель Знорко). Так что нынешняя постановка - в известной мере реванш, желание сыграть недоигранное.

Впрочем, сама пьеса столь многослойна, в ней столько вариаций, что два актера могут меняться ролями, меняя трактовки и открывая заново глубины, которые в ней таятся. Кому-то ближе романтический ракурс, кого-то волнуют механизмы творчества или почти детективная история любви. Иные исполнители полагают, что у Шмитта речь идет о любви однополой.

Режиссер Семен Спивак на злободневные провокации не поддался. Жанр спектакля он обозначает как «диалог под прицелом, в одном акте». Диалог получился весьма напряженным. Так что зрители порой вскрикивают от неожиданности. Два персонажа ведут своего рода дуэль, цель которой не ранить и не убить соперника, а докопаться до истины. Дотянуться до чужой души, которая потемки. Узнать о судьбе любимого человека.

Эрика Ларсена, под видом журналиста приехавшего навестить Абеля Знорко, играет Андрей Некрасов. Симпатии зрителей поначалу всецело на его стороне: робкий провинциал, пасующий под напором всемирно известного писателя, он вроде готов убраться восвояси, так и не получив желанного интервью. Однако тем и сильна хорошо сделанная пьеса, что персонажи в ней, как двое на качелях. Публика тоже чувствует себя, словно на спортивном матче, где игра идет с переменным успехом.

Некрасову-артисту нелегко переиграть опытного Барковского (будь его персонаж сто раз негодяем, глаз от него не оторвать). Хотя задача «переиграть», наверное, и не ставилась. Дуэль дает возможность и атаковать, и отступать, заманивая противника в ловушку. Знорко, словно сбежавший на эту сцену из фильма Бергмана, заносчивый «людоед», жизнь подчинивший ремеслу писателя, - отчаянный игрок. Под маской эгоиста и циника он много чего прячет. Но, как выясняется, и от него эта маска многое заслоняет. Ларсену тоже есть что скрывать. Драму любви, например. И под натиском силы чувств доводы разума ослабевают...

Одна из загадок пьесы - героиня новой книги, ставшая поводом для встречи двух мужчин, пружиной диалога и яблоком раздора. Ее нет на сцене, но без нее не было бы и истории любви, которая разворачивается под музыку композитора Эдуарда Элгара. Его вариации «Энигма» не только дали пьесе название, добавили диалогу рафинированности, но и тонкими нитями связали персонажей. Не исключено, что навсегда. Но в этом вопросе зрителю придется разбираться самостоятельно. Что для спектакля Молодежного театра - еще один плюс.

На сайте театра сейчас можно прочитать: «Мы обещаем в ближайшее время придумать способы и формы, как быть на связи и делиться с вами магией театра если не вживую, то хотя бы виртуально».

Все зрители тоже ждут и надеются.

#Молодежный театр на Фонтанке #спектакль #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 054 (6652) от 26.03.2020 под заголовком «И вновь о странностях любви».


Комментарии