И пианисту нужно мужество. 20-летний Александр Канторов получил «Гран-при» международного конкурса

Шестнадцатый международный конкурс им. П. И. Чайковского принес «Гран-при» в номинации «Фортепиано». Так было на четырнадцатом в 2011 году, когда его обладателем стал юный Даниил Трифонов. В этот раз, как уже знают наши читатели, главный приз размером 100 тысяч долларов достался пианисту с русскими корнями, но французу по рождению - 20-летнему Александру Канторову. Конкурс уже третий раз подряд предоставляет всему миру возможность следить за его событиями с помощью прямых трансляций, собиравших гигантское количество просмотров, а также читать ежедневно обновлявшиеся обзоры блогеров на своем официальном сайте.

И пианисту нужно мужество. 20-летний Александр Канторов получил «Гран-при» международного конкурса | Александр Канторов — обладатель «Гран-при» конкурса. ФОТО предоставлено организаторами конкурса

Александр Канторов — обладатель «Гран-при» конкурса. ФОТО предоставлено организаторами конкурса

Фортепианный конкурс традиционно продолжил привлекать наибольшее количество «болельщиков», осаждавших входы в Большой зал Консерватории им. П. И. Чайковского. Александр Канторов оказался учеником Рены Шерешевской в частной консерватории Ecole Normale de musique de Paris, подарившей миру и другого своего ученика - Люку Дебарга. В финале Александр исполнил редкий Второй концерт Чайковского и Второй - Брамса, считающиеся внеконкурсными в силу повышенной сложности.

В фортепианном конкурсе приняли участие 25 пианистов. География финалистов в этой номинации впечатляла. Японию представил 20-летний Мао Фудзита (II премия), исполнивший в финале Первый концерт Чайковского и Третий концерт Рахманинова, США - Кеннет Бромберг (III премия), выбравший в пару к обязательному Первому Чайковского «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова. Еще одну вторую премию получил российский пианист Дмитрий Шишкин, две третьи - россияне Алексей Мельников и Константин Емельянов.

С китайским пианистом Тяньсю Ань, которому досталась IV премия, вышла детективная история, итогом которой стало пока только увольнение работника Московской филармонии, выставившего ноты в другом порядке. Вместо Первого концерта Чайковского, который должен был исполняться в финале первым, оркестр под управлением Василия Петренко заиграл вдруг «Рапсодию на тему Паганини» Рахманинова. В Интернете уже гуляет видеофрагмент, где этот пианист быстро спохватывается при звуках другого сочинения и начинает играть его, но в какой-то момент паузы кидает полный ужаса, отчаяния и недоумения взгляд в сторону дирижера. Жюри предложило ему сыграть программу на следующий день еще раз, но пианист гордо отказался. Фортепианное жюри, возглавляемое Денисом Мацуевым, учредило для него специальный приз «За мужество и самообладание».

Конкурсные туры в номинации «Виолончель» проходили в Малом зале Филармонии, и география победителей вновь подтвердила кризис виолончельной школы в стране. Среди 25 конкурсантов в этой номинации россиян было всего трое. Единственной из них, удостоенной лауреатского звания, стала Анастасия Кобекина, получившая III премию. Дочь композитора Владимира Кобекина, Анастасия больше времени проводит в Европе, где успела окончить и академию Кронберга, и у Майнца Берлинский институт искусств, сейчас учится в Парижской консерватории, а по барочной виолончели - еще и в Высшей школе музыки во Франкфурте. Обозреватели в этой номинации справедливо замечали, что даже те участники, которые представляли нашу страну, учились повышению мастерства за рубежом. I премия ушла к американцу Златомиру Фангу, вторая - колумбийцу Каньону-Валенсиа Сантьяго, а места с четвертого по шестое разделили китаец, кореец и финская виолончелистка. Это жюри отличилось особой строгостью, коль скоро его председателем был сам сэр Клайв Гиллинсон - директор Карнеги-холла с 2005 года, в прошлом виолончелист.

Жюри скрипачей возглавлял швед Мартин Энгстрём, менеджер, основавший знаменитый фестиваль в Вербье, где Валерий Гергиев - постоянный участник. Среди членов жюри были действующие скрипачи Кристоф Барати, Сергей Крылов, Акико Суванаи, Виктор Третьяков. Здесь первой премии был удостоен хорошо известный петербуржцам Сергей Догадин. На XIV конкурсе Чайковского он получил вторую премию (когда не была присуждена ни одна первая) и приз зрительских симпатий. Выпускник петербургской Консерватории по классам Владимира Овчарека и своего отца Андрея Догадина, Сергей впоследствии стажировался у Максима Венгерова в Международной академии им. И. Менухина, в аспирантуре Университета искусств Граца в классе Бориса Кушнира, сидевшего в этом году в жюри скрипачей. Второе место получил бельгиец Марк Бушков, третье - кореец Донгюнь Ким, четвертое - Айлен Притчин (играющий в оркестре MusicAeterna у Теодора Курентзиса) и американка Канагава Маюми.

Впервые в этом году на конкурсе Чайковского были открыты номинации «Медные духовые» и «Деревянные духовые». Прослушивания медных проходили в Капелле, а деревянных - в новом концертном зале в Репине. Появлению этих номинаций были рады и сам Валерий Гергиев, прекрасно понимающий важную роль этих инструментов в симфоническом оркестре, и конкурсанты, и члены жюри. Лидером в номинации деревянных духовых стал Матвей Демин, представлявший Россию. После Новосибирской специальной школы он продолжил свое обучение в классе Андреа Либеркнехт в Ганноверской высшей школе музыки и театра и Мюнхенской высшей школе музыки и театра. Вторая премия ушла к венесуэльской флейтистке Бланко Джойди, третья - к итальянскому кларнетисту Алессандро Беверарди, четвертая - к французской кларнетистке Лоле Дескур. И лишь пятую получил кларнетист из оркестра Мариинского театра виртуозный Никита Ваганов, а восьмую - петербурженка Софья Виланд, солистка оркестра Мариинского театра.

Здесь председательствовал Денис Буряков - первая флейта Лос-Анджелесского филармонического оркестра, приглашенный профессор Королевской академии музыки в Лондоне. Жюри трубачей, тромбонистов и валторнистов возглавлял Йен Боусфилд - профессор по классу тромбона в Университете искусств в Берне и Королевской академии музыки в Лондоне. Среди членов жюри были такие всемирно известные виртуозы, как трубач Сергей Накаряков, шведский тромбонист Кристиан Линдберг, австрийский валторнист Радован Влаткович. Здесь первую премию отдали китайскому валторнисту Юн Женгу и тромбонисту Алексею Лобикову (выпускнику петербургской Консерватории по классу Виктора Сумеркина), вторую - российскому тубисту Федору Шагову, выпускнику московской Гнесинки, обучащемуся в зальцбургском Моцартеуме, третью - французскому валторнисту Феликсу Камилю Жану Дерво.

За ходом конкурсных состязаний у вокалистов наблюдало исключительное по представительности международное жюри, в которое вошла сама Эдита Груберова, обладательница виртуозного лирико-колоратурного сопрано, на чьих записях учились и продолжают учиться певицы разных поколений. Рядом с ней в жюри в камерном зале Мусоргского в Мариинском-2 сидели ее знаменитые партнеры по сцене - итальянский бас Ферруччо Фурланетто, американский тенор Нил Шикофф, с которым Груберова пела в «Травиате». Впервые приняли участие в жюри и «первая меццо-сопрано Америки» Сьюзан Грэм, и финский бас Матти Салминен. Председательствовала здесь Сара Биллингхёрст-Соломон, занимавшаяся кастингами и планированием в «Метрополитен-опера», помнящая первые американские гастроли Валерия Гергиева с труппой Мариинского театра, сегодня она входит во множественные попечительские советы в Америке.

Общий средний уровень участников значительно вырос по сравнению с прошлыми годами. Главными конкурентами подавляющего большинства российских участников были корейцы и монголы. Поющие китайцы, которых раньше было очень много на российских конкурсах, вдруг почти исчезли с конкурсной карты. Нельзя не убедиться, как сильно превзошли их корейские певцы, отличившиеся не только роскошным, сильным вокальным материалом, но и потрясающей техникой и невероятной эмоциональностью. Однако при всех радостях и достижениях номинация «Сольное пение» оказалась наименее международной. США здесь были представлены единичным и очень слабым исполнителем. По понятным причинам практически исчезла Украина (был единственный баритон) и даже Белоруссия. Не было ни Германии, ни Прибалтики. Как бы ни было приятно демонстрировать достижения российской вокальной школы, но все же ради сохранения статуса состязания международного его организаторам следует проявить инициативу в этом направлении.

Первую премию получили 21-летняя российская меццо-сопрано Мария Баракова, поразившая красотой голоса и техникой, и 30-летний грек Александрос Ставракакис, буквально сразивший жюри монологом Бориса «Достиг я высшей власти» из «Бориса Годунова» Мусоргского и длинным монологом Вотана из «Валькирии» Вагнера. Вторая премия стала образцово-показательной, идеальной по всем параметрам для корейского баритона Гихун Кима, который признался, что стремится быть похожим на Дмитрия Хворостовского. У женщин вторую премию получила сопрано Айгуль Хисматуллина, солистка Приморской сцены Мариинского театра, перебравшаяся в Петербург и в этом сезоне дебютировавшая в партии Лючии в премьерной постановке «Лючии ди Ламмермур» Доницетти. Третья премия тоже нашла достойнейших обладателей в лице лирико-драматического сопрано Марии Мотолыгиной и тенора Миграна Агаджаняна, солиста Мариинского театра. Четвертую дали монгольскому баритону Анхбаяру Энхболду и двум сопрано - Ангелине Ахмедовой и Оксане Майоровой.

#конкурс #музыка #филармония

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 120 (6473) от 04.07.2019 под заголовком «И пианисту нужно мужество».


Комментарии