«Гроссмейстеры движения». В Кунсткамере развернулась выставка о жителях Арктики

Еще недавно оседлость считалась нормой жизни, признаком цивилизованности, а кочевые народы власть стремилась привязать к месту. Сегодня все изменилось: миграционные потоки нарастают, туристы заполонили полмира, мобильность становится нормой жизни. Но в эпоху «ренессанса движения» странствовать надо уметь, это целая наука, полагают сотрудники академического Музея антропологии и этнографии (МАЭ) имени Петра Великого (Кунсткамеры). Книга «Арктика: атлас кочевых технологий», которая была презентована петербуржцам, и «созвучная» ей выставка, развернутая в стенах того же музея, стали ярким тому подтверждением.

«Гроссмейстеры движения». В Кунсткамере развернулась выставка о жителях Арктики | Технологии ненцев идеально приспособлены к арктическим условиям и натуре оленя. ФОТО Игоря БУЙМИСТРОВА/ТАСС

Технологии ненцев идеально приспособлены к арктическим условиям и натуре оленя. ФОТО Игоря БУЙМИСТРОВА/ТАСС

Экспедиции на край земли, в арктические регионы, сотрудники МАЭ совершали на протяжении многих лет, изучая культуру малых северных народов, предметы их быта и архаичные традиции. Мастерство перемещений ненцы, чукчи, саамы, коми-ижемцы оттачивали веками, доведя его до полного совершенства. Иначе в суровых условиях Крайнего Севера на просторах полярной тундры охотникам и оленеводам было просто не выжить.

Осваивать эти заснеженные пространства, сохраняя свой жизненный уклад, они могли, только научившись подчинять их себе, несмотря на невысокую плотность населения. Недаром ученые называют кочевников «гроссмейстерами движения», старательно изучая это непростое искусство. Приглядевшись к нему, считают ученые, можно разгадать алгоритм освоения человеком планеты. Да и подсказать промышленным компаниям, пришедшим «на севера», как лучше и быстрее при минимальных усилиях размещать там свои вахтовые поселки и базы.

Представители Кунсткамеры проторили дорогу в этом научном направлении не первыми. И не только они, считая номадизм (кочевничество) исконным свойством человечества, связывают развитие многих прорывных технологий с умелой мобильностью. Но петербуржцы впервые в отечественной науке передали на бумаге все многообразие кочевых технологий, зафиксировав их с помощью разных средств визуальной записи: аэросъемка, схемы, карты, рисунки, объемное моделирование и др. На презентации атласа об этом рассказал один из его создателей и автор концепции книги директор МАЭ Андрей Головнев.

По его словам, работа над проектом при финансовой поддержке Российского научного фонда заняла пять лет. За это время ученые несколько раз побывали в тундре. Точнее, в трех наиболее показательных тундровых зонах: на Кольском полуострове, Ямале и Чукотке. Для чего? Чтобы накопить особенности кочевой науки кольских саамов, ненцев и чукчей, постоянно движущихся в поиске новых пастбищ, и присмотреться к череде беспрерывных превращений каравана в стойбище и обратно.

Полученный на основе сопоставления полевых данных результат, подтвердили сторонние эксперты, позволил сказать новое слово в науке. Хотя в этом атласе изображение - главное, а текст вторичен: он дополняет и комментирует «картинки», пояснил доктор исторических наук член-корреспондент РАН Андрей Головнев (кроме него авторами книги выступили коллеги-этнографы Денис Куканов и Елена Перевалова).

«Для современного человека любой переезд хуже пожара, а наши предки много двигались: для них это было естественное состояние, - рассуждает директор Кунсткамеры. - Но в искусстве легкого передвижения арктическим кочевникам, пожалуй, не было равных. Причем это живой, востребованный опыт малых северных народов, контролирующих таким образом большие пространства, хорошо выверенный алгоритм действий».

В этой схеме все учтено и роли строго расписаны: мужчина, владеющий стадом, доставляет груз в нужное место. А женщина отвечает за чум и может в мгновение ока разобрать его, как трансформер, уложив на нарты все хозяйство до последней пуговицы. И так же быстро собрать.

«Отсюда их представления об эстетике: красиво все то, что практично, - продолжает ученый. - Каждая вещь у них приспособлена для движения, а ее преимущества заметны, как у велосипеда, только в динамике. При этом нарты, чум и лодка кочевника напоминают живой организм: они обладают скелетом и умело подогнанными друг к другу «суставами». Но это не одна нарта на все случаи жизни, а множество ее модификаций, каждая из которых важна в зависимости от сезона и других факторов и каждая имеет свое название и особое место в караване».

У северных народов, которые представители МАЭ изучают, есть много общего в понимании мира (пространство у них управляемо, а время субъективно), но они олицетворяют разные кочевые культуры. Ненцы, исконные обитатели арктической тундры, выработали технологии, идеально приспособленные к условиям студеных мест и натуре оленя. Это «люди упряжки», способные искусно ездить, запрягая пять и больше оленей. Кольские саамы ведут полукочевой образ жизни, занимаясь еще охотой и рыболовством. А чукчи, тоже неплохие оленеводы, славятся умением бегать: каждый из них может преодолеть за сутки с поклажей до 40 километров.

Применяя всевозможные средства, ученые фиксировали кочевые технологии этих народов в разных местах, составляя своего рода атлас мобильности. В итоге получилась многомерная картина движения, созданная на основе многовековых практик, которым могли бы поучиться и специалисты XXI века, убеждены авторы книги.

#Арктика #кунсткамера #выставка #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (6628) от 19.02.2020 под заголовком ««Гроссмейстеры движения»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?