Горячее сердце. Со дня рождения Владимира Малыщицкого – 80 лет

Сегодня Владимиру Малыщицкому исполнилось бы 80 лет. В историю петербургского театра он вошел столь прочно, что его имя носит Камерный театр, работающий ныне на улице Восстания. Однако назвать Малыщицкого типичным режиссером язык не поворачивается.

Горячее сердце. Со дня рождения Владимира Малыщицкого – 80 лет | ФОТО предоставлено пресс-службой Молодежного театра

ФОТО предоставлено пресс-службой Молодежного театра

Он был странным. Выламывался из схем и правил. Шел против течения. И добивался успеха тогда, когда ему пророчили провал. Был одним из лидеров студийного движения. Создал в ЛИИЖТе студенческий театр, спектакли которого в 1970-е годы соперничали по популярности с лучшими постановками БДТ. В 1980 году стал одним из немногих, кто проломил стену, отделявшую «художественную самодеятельность» от профессионального театра: создал Молодежный театр. Нежелательный, нелояльный и непокорный Владимир Малыщицкий не хотел ни к кому пристраиваться и прислоняться. Он строил свой театр. И каждый раз у него это получалось.

Театр, который сегодня называется Молодежным театром на Фонтанке, он строил почти с нуля. Вместе с небольшой группой артистов ремонтировал, чистил, обустраивал помещение бывшего катка. Они соорудили нестандартное пространство – помост со зрительскими местами вокруг. И создали непривычно притягательную атмосферу искреннего разговора между залом и сценой.

Публика забывала о жестких лавках, когда смотрела первые спектакли Молодежного театра. До сих пор перед глазами стоят сцены из «Отпуска по ранению» В. Кондратьева, «Ста братьев Бестужевых» Б. Голлера, «И дольше века длится день» по роману Ч. Айтматова.

Компанию лиижтовских артистов режиссер пополнил выпускниками разных вузов страны, но они не выглядели разношерстной труппой. Ученики Додина и Кацмана (Елена Соловьева и Валерий Кухарешин) играли на равных с прекрасными артистами, уже имевшими театральный опыт (как, например, Наталия Дмитриева, пришедшая из Ленкома, и тюзовец Олег Попков). Театральной легендой стал дебют никому тогда не известной выпускницы Щукинского училища Нины Усатовой.

Четвертой стены между сценой и залом не существовало, мы погружались в миры, создававшиеся Владимиром Малыщицким и его актерами, будь то история декабристов, притча о манкурте или полные любви и отчаяния камерные сюжеты Володина и Петрушевской... Не было четвертой стены и между Молодежным театром и питерскими писателями, их сочинения постоянно подпитывали репертуар, а их присутствие в зрительном зале и встречи с артистами помогали понять характеры и судьбы персонажей.

Театр опирался не только на литературу, но и на собственное понимание истории и современности. Это притягивало зрителей и раздражало начальство. Городским властям надоела эта вольница, подрывающая идеологические устои. Была спровоцирована внутритеатральная смута, состряпаны какие-то письма в управление культуры, организованы собрания – типичный продукт застойных 1980-х.

Эпоха Малыщицкого в Молодежном театре продлилась всего четыре года: неугодный режиссер был уволен. Но строить театры не перестал и от принципов своих не отступился. Сделал несколько работ в «Ленконцерте», из которых к зрителю благодаря поддержке Даниила Гранина вышла только «Память» по «Блокадной книге».

Потом Кирилл Лавров помог режиссеру обосноваться в Запасном дворце Царского Села. За два года его «Студия-87» выпустила более десятка спектаклей. Целая программа по стихам детских поэтов и по мотивам пушкинских сказок была разработана для детворы. Не расставаясь с любимыми авторами и понимая, что театр живет в «городе муз», режиссер выпустил цикл поэтических спектаклей, в которых рядом с Ахматовой и Пастернаком прекрасно уживались Владимир Высоцкий и Наум Коржавин. Надо ли говорить, что и здесь век театра Малыщицкого быстро закончился?

Потом он нашел временный приют на Большой Конюшенной в тесном красном уголке бывшего жэка. Восстановил свои программные спектакли, выпустил новые. Володина поставил чуть не всего – и пьесы, и стихи, и прозу, и сценарии. Туда потянулись и верные зрители, и актеры-сподвижники, и друзья-писатели.

Когда на сцене читали стихи Олега Григорьева или Михаила Яснова, играли пьесу Аллы Соколовой, в зале можно было увидеть и Фазиля Искандера, и Якова Гордина, и самого Александра Володина... Автором стихов ко многим спектаклям стал Александр Городницкий. Постановки постоянно сопровождала музыка Юрия Симакина. Классики тоже помогали. В их круг помимо Чехова и Гоголя входили Евгений Замятин, Михаил Булгаков, Даниил Хармс, Иосиф Бродский, Сергей Довлатов и Венедикт Ерофеев...

Новое время и новое поколение театральных начальников наконец признало за Театром Владимира Малыщицкого право на место под солнцем. Депутат Государственной думы Петр Шелищ, посмотрев спектакли Малыщицкого, добился признания театра в качестве самостоятельной творческой единицы. Помещение театру выделили более чем скромное, но пригодное для экспериментов неугомонного режиссера – бывший кинотеатр на улице Восстания, дом 41. Теперь этот адрес знаком всем питерским театралам.

Последний спектакль – по пьесе Островского со стихами Городницкого – смертельно больной режиссер репетировал не то что из последних сил, сил уже никаких не было, но сверхусилиями. Спектакль назывался «Горячее сердце»...

#театр #день рождения #артисты

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 171 (6769) от 23.09.2020 под заголовком «Горячее сердце».


Комментарии