Горе от любви. В Петербурге завершаются съемки сериала о декабристах

Зрители помнят вышедший в 2019 году полнометражный фильм «Союз спасения» режиссера Андрея Кравчука. Как заметил Александр Домогаров, сыгравший и в том фильме, и в снимающемся сериале роль генерал-губернатора столицы Милорадовича, новый проект должен дать ответы на вопросы, которые возникли после фильма предыдущего.

Горе от любви. В Петербурге завершаются съемки сериала о декабристах | ФОТО Анжелы МНАЦАКАНЯН

ФОТО Анжелы МНАЦАКАНЯН

На «Ленфильме» снимали одну из самых сложных сцен –  последствия ноябрьского наводнения 1824 года, того самого, о котором Пушкин писал в «Медном всаднике»: «Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь, И вдруг, как зверь остервенясь, на город кинулась. Пред нею всё побежало, всё вокруг вдруг опустело...». Можно только представить себе, какой апокалипсис развернется на экранах, но пока в студийном павильоне лишь синий хромакей (электронная проекция, с помощью которой можно поместить людей или предметы на произвольном фоне. –  Прим. ред.), муляжи погибших лошадей, настоящие, но, увы, уже не живые рыбки, разбитый скарб, греющиеся у костра петербуржцы, чьи дома унесены бурной невской водой... Александр I с братом Николаем, будущим императором, и Милорадовичем объезжают разрушенный Петербург. Эта сцена оказалась одной из самых сложных в проекте –  не столько технически, сколько психологически. О чем журналисту Ольге МАШКОВОЙ рассказал автор сценария и режиссер Никита ВЫСОЦКИЙ.

–  Никита Владимирович, почему вы решили вернуться к проекту?

–  Вначале была как раз идея снять сериал, рассчитывали на 8 –  12 серий. Написали много материала, который не вошел в фильм. Но вскоре продюсеры все же вернулись к первоначальному замыслу, и пандемийный год ушел на дописывание сценария. Было принято решение что-то убрать, что вошло в полный метр, и наоборот, добавить новые эпизоды, новые линии, в том числе любовные. Появились персонажи, которых в фильме не было, например, генерал Петр Волконский, который присутствовал при кончине Александра I, его сыграл Сергей Безруков, и Михаил Сперанский, составивший проект манифеста о вступлении на престол Николая I. В этой роли вы увидите Максима Аверина.

–  Полнометражный фильм войдет в сериал?

–  Да, но не каким-то одним блоком, вокруг которого выросли новые линии. Он, разделенный на эпизоды, органично впишется в сегодняшние съемки. Кстати, значительно увеличили часть, посвященную истории восстания черниговского полка.

–  Я слышала, что для этих съемок пришлось построить целую деревню в этнокомплексе «Кумжа».

–  Эти эпизоды мы должны были снимать на Украине, к тому же там в архивах хранится много документов, связанных с декабристами. Но, к сожалению, сегодня это все недоступно. Поэтому снимали на Дону, в Белгороде и Ростовской области. В Кумже для съемок пришлось передекорировать казачью станицу в украинскую деревню Мотовиловку...

Но вообще нам пришлось немало поездить в поисках локаций –  эпоха, которую мы знаем прежде всего благодаря Пушкину, в материальном плане, архитектурном мало где сохранилась.

–  Очевидно, что возвращение к столь глобальному проекту означает большие продюсерские риски и сложности. Начиная с анекдотичного поиска рыжего котенка точь-в-точь как в фильме и заканчивая трагическим уходом из жизни актера Сергея Колтакова, сыгравшего роль графа Мордвинова, единственного из членов Верховного уголовного суда, который отказался подписать смертный приговор декабристам.

–  Конечно, сложно было снова собрать актеров, каждый из них невероятно востребован. Но продюсеры на эти риски пошли, потому что после выхода «Союза спасения» осталось ощущение недосказанности. Все-таки двух часов мало для того, чтобы рассказать, почему случился декабрь 1825 года.

–  Тем более что для большинства восстание на Сенатской –  лишь пара страниц в учебнике истории. Я нередко слышала, как зрители сетовали, что они «запутались в декабристах».

–  К сожалению, да. А между тем это безумно интересное сплетение мировоззрений, подлости человеческой и в то же время без-условной красоты. И мне нравится, что у нас получается такая многофигурная история. Я ни в коем случае не сравниваю «Союз спасения. Время гнева» с великой эпопеей Льва Толстого, но у нас, как и в «Войне и мире», огромное количество судеб подчинены общему потоку, и как у Льва Толстого почти все линии сходятся на Бородине, так и у нас –  на Сенатской площади.

–  Судя по тому, что мы увидели на съемках сцены ноябрьского наводнения 1824 года, Александр I переживает экзистенциальную вину. Для него это не просто разгул стихии, а именно рок –  сродни тому, что переживали герои древнегреческих трагедий, которые были «ответственны» за чуму и прочий мор... В конце концов Александр I так и не смог избавиться от тени убиенного им отца, императора Павла.

–  Так и есть. Этот эпизод, в ряду остальных событий последних месяцев царствования Александра, мы снимаем, чтобы зрителю стал более понятен этот человек. И даже больше –  понятна драма России, которая все время собирается в Европу, но по разным причинам этот поход откладывается, откладывается и делается все более и более невозможным. И это приводит к страшным событиям, революционным потрясениям и личным трагедиям людей. Об этом картина.

Признаться, я понял, что, хотя считал себя знающим, начитанным, очень мало что знал об Александре I. Как и большинство из нас, к сожалению. А между тем это была невероятно трагическая фигура. Да, победитель Наполеона, да, освободитель Европы, да, сделал Россию на то время первой державой мира. Обо всем этом не надо забывать. Но он не собирался воевать с Наполеоном. Он был, как бы сказали сегодня, западно-ориентированным человеком, человеком европейских, либеральных ценностей. Он несколько раз пробовал приступить к реформам страны и не смог. В этом его драма. Были объективные причины, в первую очередь война, но это его не успокаивало. За четверть века царствования он так и не сделал то, о чем мечтал и ради чего решился на свержение Павла. И пусть он не собирался убивать отца, тем не менее отцеубийство произошло, а такое не прощается. И этот грех, конечно, висел над ним всю жизнь. Вот это разрушительное наводнение 1824 года он действительно воспринимает как наказание «за грехи наши тяжкие».

–  Как вы думаете, что произошло бы в случае успеха восстания?

–  Эти прекрасные светлые люди развязали бы страшнейшую гражданскую войну, которая, конечно, не просто уничтожила бы имперское построение страны, она бы разорвала Россию на части. Но что-то нашлось в них самих, что их остановило. Они слишком любили страну и своих товарищей, которые были по другую сторону баррикад, чтобы начать настоящую резню и учинить катастрофу. Возможно, это и есть их самый большой подвиг. И в то же время люди, которые не были вовлечены в декабристское движение –  точно такие же умные, образованные, понимающие, что России необходимы реформы, что для нее нет другого пути, как в Европу, были вынуждены давить, расстреливать, уничтожать восставших. И это их трагедия.

–  Все хотят блага для страны, а тем не менее ведут ее к катастрофе. Ведь все наши императоры радели о стране, тот же Николай I, «кровопийца», «Палкин», умирая, завещал сыну разрешить наконец крестьянский вопрос: «Я не доживу до осуществления своей мечты; твоим делом будет ее закончить...»

–  У нас один герой в одном из первых вариантов сценария на вопрос зачем, почему вышел на Сенатскую площадь, ответил: «От любви». Хотя мы решили, что эта фраза будет звучать слишком уж в лоб, и убрали ее, сама идея любви, которая может быть и во благо, и во зло, все равно осталась в фильме.

#съемки #сериал #декабристы

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 137 (6975) от 28.07.2021 под заголовком «Горе от любви».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?