Годы молодые. В прокат вышел фильм Дмитрия Давыдова «Молодость»

Сегодня в прокат выходит фильм Дмитрия Давыдова «Молодость». Критики определяют жанр фильма как трагикомедия, а сам режиссер, представитель так называемой якутской волны в современном отечественном кинематографе, говорит о своей работе, как о «светлой психотерапии».

Годы молодые. В прокат вышел фильм Дмитрия Давыдова «Молодость» | ФОТО кадр из фильма

ФОТО кадр из фильма

Фильм действительно «духоподъемный». Хотя он о том, что нельзя вернуть прошлое. Там счастья не найдешь. Потому — живи здесь и сейчас.

Главный герой фильма Вася — неудачник. Многие любят фильмы о неудачниках. Они гуманные, они на тебя не давят. Словно говорят — не печалься, если не ухватил удачу за хвост. Ценность человека и человеческой жизни вообще не измеряется тем, достиг ли он вершин в профессии, сумел ли ­создать крепкую семью, построить дом, вырастить хороших детей.

Человек имеет право быть не очень счастливым. Жизнь может получиться такой вот, как у Васи, который родился в забытой богом якутской деревне, подрос, отправился покорять город, ничего не достиг и в сорок лет вернулся обратно. В родной деревне Васю никто не ждет, родители умерли (а он даже не приехал на похороны), дом разваливается, у друзей свои семьи…

Вася в исполнении обаятельного якутского артиста Альберта Алексеева, как ни бьет его судьба, не унывает. В его нескладной жизни есть свои радости, и, главное, он умеет им радоваться.

Тип, который воплощает Василий, не выдуман. Сегодня много людей, страдающих, по словам психологов, синдромом Питера Пэна. Они словно застряли в подростковом возрасте и никак не желают (или не могут?) становиться взрослыми, то есть брать ответственность за свою жизнь.

Собственно, тип «взрослых детей» не нов. Если искать параллели в отечественном кино, Вася чем‑то похож на персонажа Олега Янковского в фильме Романа Балаяна «Полеты во сне и наяву». Если же говорить о кино мировом, то вписывается в ряд, где герои Чарли Чаплина и раннего Феллини («Бездельники»), Аки Каурисмяки и Томаса Винтерберга (вспомним его последний фильм «Еще по одной»). Маленькие, не очень счастливые люди, которые «никого не хотят победить».

В избе-развалюхе кроме Васи обитает только какая‑то шальная муха, которая почему‑то не засыпает зимой. Жужжит и жужжит, выводит из себя, а поймать — никак. Тут можно вспомнить рассказ знаменитого в дореволюционной России писателя Аркадия Аверченко о мухе, которая скрашивала человеку тюремное заключение в одиночке. А еще о том, что в живописи старых мастеров муха часто изображалась как символ бренности бытия… Жизнь быст­ротечна, а значит, не тратьте время на нытье и жалобы, спешите радоваться. Действительно — «светлая психотерапия».

Но не только жизнестойкость Васи — антидепрессант для зрителя. Это и космические пейзажи Якутии, эти бескрайние снега, которые прикрывают и скудость природы, и убогость бедного человеческого житья-бытья. Фильм снимался при сильнейших морозах: заставка к картине сообщает: «При температуре минус 56 градусов». Оператор Николай Петров рассказывает, что камера порой замерзала. Зато все, что удалось запечатлеть в таких экстремальных условиях, словно тает в морозном мареве. И этот эффект придает даже самой обыденной рутине что‑то мистическое.

Щепотку волшебства вносит и музыка. Ее много, по композиции фильм напоминает череду клипов, которые, как вспышки дискотечного шара, освещают серые будни деревни.

Давыдов использовал с десяток песен самобытной якутской рок-группы «Хардыы». Их песня «Эдэр Саас» (в переводе — «Молодые годы») и дала название фильму. Кстати, было бы, наверное, лучше, если бы картина вышла в прокат как «Молодые годы». Название «Молодость» в сознании любителей кино крепко связано с шедевром итальянского режиссера Паоло Соррентино 2015 года.

Сейчас много говорят и пишут о феномене якутского кино. И вполне заслуженно. Дмитрий Давыдов, Степан Бурнашев, Владимир Мункуев, Любовь Борисова — яркие мастера. Но якутское кино при всей его самобытности вряд ли стоит считать исключительно локальным явлением. Оно часть российского и — шире — мирового кинематографа. Несмотря на якутские лица и якутский язык в картинах, проблемы, которые затрагиваются в них, хорошо понятны везде. Непонятно большинству из нас, зрителей, пожалуй, только одно: как можно выжить при температуре минус 50 – 60 по Цельсию?

Кстати 

Знакомство с новинками якутского кино продолжится 26 января, когда в прокат выйдет фильм «Не хороните меня без Ивана» режиссера Любови Борисовой. Картина завоевала главный приз за лучший фильм на первом российском фестивале авторского кино «Зимний», а также отмечена специальным дипломом жюри «За раскрытие национальных традиций» на международном кинофестивале «Евразия» в Казахстане и дипломом «За дебют с пожеланием большого творческого пути» 

VI арктического международного кинофестиваля «Золотой ворон».

«Фильм основан на реальных событиях. Для сценария я взяла за основу забавный эпизод из жизни художника и этнографа Ивана Васильевича Попова и его друга Степана Бересекова, который страдал летаргическим сном. Бересекова отпевали в церкви, когда он внезапно проснулся и напугал до смерти псаломщика — младшего брата Попова. «Покойник» пришел за помощью в юрту Попова, который выяснил природу его заболевания. С тех пор Бересеков говорил людям, что если он умрет в следующий раз, то без художника Ивана Попова его нельзя хоронить. Несмотря на мрачное начало, фильм получился легким и красочным. Главной темой фильма звучит философия красоты окружающего нас мира. Ведь в природе все гармонично, а значит, красиво. В этом секрет счастья якутского народа», — отмечает Любовь Борисова.


#фильм #кино #кинотеатр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 9 (7338) от 19.01.2023 под заголовком «Годы молодые».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?