«Главные герои — люди». О чем рассказывает новый фильм Ильи Желтякова «Последний теплоход»?

В последнее время на «Ленфильме» активно снимают и документальное кино: «Трамвай идет на фронт», «Блокадный футбол», «Приравнены к хлебу» и другие работы. Недавно из длительной экспедиции по Кольскому полуострову вернулась съемочная группа документального фильма «Последний теплоход» режиссера Ильи Желтякова.

«Главные герои — люди». О чем рассказывает новый фильм Ильи Желтякова «Последний теплоход»? | ФОТО Виталия АФАНАСЬЕВА и Марины ЛЕВАШЕВОЙ / предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

ФОТО Виталия АФАНАСЬЕВА и Марины ЛЕВАШЕВОЙ / предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

Он опытный документалист («Северный ветер», «Стадные», «Узбекский плов», «Блоха» и «Ягодник»), частый участник различных кинофестивалей, в том числе и петербургского «Послания к человеку».

Новый фильм Желтякова рассказывает о теплоходе «Клавдия Еланская», который трижды в год выходит из Мурманска, огибает Кольский полуостров и оканчивает свой путь в поморской деревне Чаваньга на Белом море. Это единственный оставшийся пассажирский маршрут, пролегающий по Баренцеву и Белому морям и водам Северного Ледовитого океана.

Написали сценарий я и ­Настя Полухина, — рассказал Илья Желтяков. — Я родом с Баренцева моря, из города Гаджиево. Все детство провел там. Про теплоход знал давно. И в последнее время появились слухи, что вот-вот маршрут закроют.

Мы снимали фильм не про теплоход. Он, безусловно, один из героев картины, но, конечно же, главные герои — люди, которые в том краю живут. Край удаленный, сложный, очень суровый. «Длинного рубля» там нет, перспективы весьма туманны. Да и сам туман там царствует постоянно в буквальном и переносном смысле. А живут там совершенно удивительные люди.

Теплоход начинает свой путь из Мурманска и огибает Кольский полуостров. Он ходит три раза в год, и кинематографистам было важно сделать картину о тех местах, для которых этот теплоход является жизненно важным. Это несколько труднодоступных населенных ­пунктов. Туда можно добраться либо по воздуху, либо морем. Авторы фильма изначально выбрали три места, которые заметно отличаются друг от друга. Закрытый город Островной (Гремиха), в котором когда‑то жили от 40 до 60 тысяч, а сейчас примерно 1300 человек. Он располагается на северо-востоке полуострова среди скал у Баренцева моря. Дальше — крохотный поселок Сосновка, основанный на месте старинного саамского погоста, — совсем другая среда. Там всего с десяток жителей. И поморская деревня Чаваньга на Белом море, где местные ловят семгу, горбушу, есть работающий рыболовецкий колхоз, есть колхозники и кипит жизнь. Четвертая локация — это сам теплоход.

На вопрос, какие же люди там живут и каков климат в тех краях, режиссер отвечает:

Там есть все: и скалы, и пустыни, и водопады, заброшенные дома и дома, которые восстанавливают. А также табуны диких лошадей. Там есть населенные пункты, где жили сто человек, а сейчас — трое. Безусловно, север пустеет, и эта проблема — одна из тем нашей картины. Теплоход то планируют распилить, то хотят сохранить. Но в фокусе — удивительные люди, сильные духом. Они уже давно привыкли заботиться о себе сами и рассчитывать лишь на себя да на Бога. Есть такое пафосное выражение — хребет нации. Вот это про них. В восторженном отношении к ним мы и делали эту картину.

В ней зрители увидят четыре разных мира, в них обычному человеку находиться, как правило, некомфортно. Это не среда нашего привычного обитания. Многим может показаться, что это что‑то ужасное. Но на самом деле во всем есть своя красота. Несмотря на то что жить на далеком севере трудно, что условия непростые, а будущее дальних поселков неопределенное, фильм видится своим создателям жизнеутверждающим. Ведь люди, живущие на побережье, не собираются унывать, а собираются тут жить и трудиться. «Последний теплоход» — это рабочее название, говорит режиссер. Он почти уверен, что оно будет другим.

Фильм3.jpg
ФОТО Виталия АФАНАСЬЕВА и Марины ЛЕВАШЕВОЙ / предоставлено пресс-службой «Ленфильма»

Например, в деревне Сосновка есть семья Вагановых. Они живут там давно, во многом благодаря им в деревне есть жизнь. Их держит трогательная любовь к этим землям. У отца и сына есть по вездеходу. На них написано: «Ваганов П.» и «Ваганов А.». Там ты начинаешь ценить буханку хлеба или консервы, потому что за продуктами до ближайшего магазина — примерно два дня на вездеходе.

Если окажетесь в этой деревне, то увидите, насколько она чистая, прибранная. У нас в городах только сейчас начинается сортировка мусора, а там это делают давно, иначе в вечной мерзлоте с ним будет не справиться. Люди могут оттуда уехать, но остаются. Это часть их жизни. Можно сказать, они, как атланты, держат этот берег вопреки обстоятельствам.

Фильм мы, скорее всего, увидим в начале следующего года. У группы очень много материала. Они отсняли около 150 часов. Теперь все это нужно уложить в фильм. «Я надеюсь, что эта картина в сочетании с другими обстоятельствами может побудить тех, кто принимает решения, больше думать о людях, живущих на Кольском побережье, кто там, «посредине нигде», трудится, живет, ходит к предкам на могилы, кто любит север, держит его и не хочет уезжать, вопреки огромным трудностям», — ­подытожил Илья Желтяков.


#фильм #кино #режиссер

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 167 (7250) от 08.09.2022 под заголовком «Человек и теплоход».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?