Где Меншиков грехи отмаливал. Храм в Ораниенбауме восстановлен

К началу летнего сезона музей-заповедник «Петергоф» успел завершить последний этап воссоздания живописного убранства церковного павильона Большого Меншиковского дворца в Ораниенбауме. Свое историческое место заняли иконы верхнего яруса: семь образов Страстей Христовых.

Где Меншиков грехи отмаливал. Храм в Ораниенбауме восстановлен  | ФОТО предоставлено пресс-службой музея

ФОТО предоставлено пресс-службой музея

Церковь, задуманную как памятник морским победам петровской России и получившую имя в честь святого Пантелеймона, основал первый владелец дворца князь Александр Меншиков. На протяжении двух столетий она совмещала функции придворной и приходской.

В первоначальную отделку храма входили хоры с резными балюстрадами, богатая утварь и роскошное хрустальное паникадило. Купол и верхний ярус стен были расписаны «живописным письмом». Главное украшение интерьера - великолепный золоченый и серебряный иконостас создавался в московской мастерской Ивана Зарудного по образцу западноевропейских барочных алтарей. Стены храма были украшены лепными гирляндами, головками херувимов, выполненными по проекту Антонио Ринальди. Лепной декор служил обрамлением для 39 картин, расположенных на стенах в несколько ярусов.

За долгую историю облик церкви менялся. На рубеже 1740 - 1750-х годов к ее реконструкции руку приложил Растрелли. Окончательно интерьер сложился к концу XVIII века. Оформленный по проекту Антонио Ринальди, он кардинально не переделывался, но реставрировался. Живопись в придворной церкви появилась во второй половине XVIII века, выполнялась постепенно в течение нескольких десятилетий разными художниками, в основном живописцами Канцелярии от строений под руководством Ивана Вишнякова, сына знаменитого художника елизаветинской эпохи.

До 1939 года храм выглядел именно так. Затем дворец перешел в ведение Гидрографического отдела Балтийского флота, церковь приспособили под мастерские. Разобранный иконостас и снятые со стен живописные иконы перевезли в Петергоф. Во время войны все погибло.

Чтобы вернуть прежний облик храму, потребовалось десять лет. Сложно было взяться за воссоздание живописных алтарных образов и иконостаса. Для Меншикова работали лучшие зодчие, лучшие иконописцы. Иконографии, архивных материалов сохранилось немного. Возникло предложение поставить перегородку из стекла, на ней символически обозначить иконостас. Деревянный резной иконостас воссоздан. Его не стали серебрить, как исторический, а использовали белое и желтое золото.

Работа по написанию икон продолжалась больше двух лет. Сохранилось два десятка фотографий конца XIX века и снимки 1939 года, сделанные в процессе демонтажа живописи со стен. Описи позволяли определить количество икон, их местоположение, сюжеты. Был изучен и круг аналогов. Все вместе помогло воссоздать живопись иконостаса и 39 стенных картин. Иконы для дворцовой церкви писала группа художников под руководством заведующего кафедрой реставрации живописи Академии художеств профессора Юрия Боброва.

Что касается последнего этапа воссоздания живописного убранства церковного павильона, изучение фотографий показало, что у композиций четвертого и пятого ярусов, созданных в 1759 году по заказу великого князя Петра Федоровича «живописного и финифтяного дела» мастером А. Алмазниковым, в отличие от более поздних икон нижних ярусов был конкретный иконографический прототип. Им стали гравированные изображения из Библий, привозимых из Западной Европы. Опираясь на прототип, используя западноевропейские графические и живописные аналоги XVI - XVIII столетий, реставраторы максимально точно воссоздали композиции двух верхних ярусов, детали которых почти не читались на исторических фотографиях.

Музейная экспозиция, рассказывающая об истории храма и его прихода, открылась осенью прошлого года в соседних помещениях, где прихожане молились в холодное время года. В нее вошло более 130 экспонатов - произведений мебельного и декоративно-прикладного искусства, иконописи, шитья, гравюры и печатной графики из фондов ГМЗ «Петергоф». В том числе ряд подлинных предметов из убранства церковного павильона и зимней церкви XVIII - начала XX веков.

Читайте также о том, что нужно посмотреть в Пскове?

#храм #Ораниенбаум #Меншиков #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 067 (6420) от 12.04.2019 под заголовком «Где Меншиков грехи отмаливал».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?