Где отдохнуть: культурные события Петербурга с 1 февраля

ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Театр «Мастерская»
1 февраля в 14.00 и 18.00 — премьера спектакля «Мой дедушка был вишней» (6+).
Спектакль основан на книге итальянской писательницы Анджелы Нанетти. Несмотря на возрастную маркировку, он будет интересен и взрослым. Это история шестилетнего мальчика Тонино и его большой итальянской семьи. Дружба и близость с дедушкой Оттавиано подарила мальчику самое прекрасное лето в его жизни. Примером своей любви к бабушке Теодолинде дедушка Оттавиано примиряет семью, переживающую кризис. Для актеров Сергея Агафонова и Дарьи Завьяловой спектакль «Мой дедушка был вишней» — дебют в режиссуре. Постановщики посвящают его своим бабушкам и дедушкам.
Почти все сценическое пространство занимает большое ветвистое дерево, которое становится самостоятельным персонажем: по его ветвям герои лазают, с ним разговаривают, у него есть имя, оно даже дышит. В спектакле много музыки и песен: их авторы Марина Ланда и Сергей Васильев.
Мариинский театр
3 февраля в 19.00 состоится показ Бориса Асафьева «Бахчисарайский фонтан» (6+). Его посвятят 100‑летию со дня рождения блистательной характерной танцовщицы Ираиды Утретской.
Ученица Агриппины Вагановой и Андрея Лопухова, она окончила Ленинградское хореографическое училище в 1944 году и сразу поступила в балетную труппу Кировского (Мариинского) театра. На этой сцене она воплотила множество ярких, запоминающихся характерных образов. В балете «Бахчисарайский фонтан» она выходила в партиях пленницы, второй жены Гирея, паненки, исполняла краковяк.
В 1972 году Ираида Николаевна Утретская оставила сцену, став репетитором балета в театре, а затем — педагогом-репетитором. За годы педагогической деятельности она подготовила целую плеяду ярких солистов характерного танца.
9 февраля в 19.00 пройдет вечер памяти Владимира Шклярова — знаменитого артиста, трагически погибшего в ноябре прошлого года (6+). В вечере примут участие звезды балета Мариинского и Большого театров. За пультом симфонического оркестра Мариинского театра — Арсений Шупляков.
Вечер откроется третьим актом балета «Спящая красавица» Чайковского — ныне редко идущей реконструкции пышного спектакля 1890 года в хореографии Мариуса Петипа, восстановленной Сергеем Вихаревым.
В программу второго отделения вошли партии, в которых Владимир Шкляров блистал как солист и как чуткий партнер. Зрителям покажут также отрывки видеозаписей с участием Владимира Шклярова. Завершит вечер сцена «В царстве теней» из балета «Баядерка» Минкуса. В главных партиях Виктория Терешкина и Кимин Ким.
Кроме того, в Белом фойе Исторической сцены Мариинского театра в этот день откроется памятная фотовыставка: калейдоскоп многочисленных образов, созданных Владимиром Шкляровым за два десятка лет яркой сценической жизни.
Учебный театр «На Моховой»
5 февраля в 19.00 — премьера спектакля «Сердце человека» (12+).
Основой постановки в исполнении студентов 4‑го курса под руководством режиссера Яны Туминой стала повесть Константина Сергиенко «До свидания, овраг». Среди брошенных ненужных вещей в овраге живут такие же брошенные и ненужные собаки. Художественный мир спектакля помогают создавать забытые предметы. С помощью простых средств рождаются трогательные, грустные и веселые истории вольных псов, каждая из которых обращена к человеку, сердцу человека, в котором так важно сегодня сохранить пространство для сострадания.
Молодые актеры работают на стыке пластического, кукольного и драматического театра.
Мариинский-2
7, 8, 9, 10 и 11 февраля в 19.00 — премьера оперы Джузеппе Верди «Аида» в постановке итальянского режиссера Джанкарло дель Монако (12+).
Опера «Аида» была заказана Верди к открытию каирского театра и завершению строительства Суэцкого канала. И хотя к открытию торгового пути композитор не успел, опера с успехом прозвучала в каирском театре уже в 1871 году. С первого показа «Аида» завоевала любовь зрителей и уже много лет не сходит с мировых оперных сцен.
История современных постановок «Аиды» в Мариинском театре началась в 1998 году со спектакля Алексея Степанюка. Эта постановка и сегодня в репертуаре. В 2011 году в Концертном зале свою версию «Аиды» представил швейцарский театральный и цирковой режиссер Даниэле Финци Паска.
Постановка Джанкарло дель Монако будет отличаться масштабностью и интересными техническими решениями: возможности Мариинского-2 позволяют быстро менять визуальные планы, поднимать и опускать разные участки сцены. Для спектакля, в котором задействованы несколько сотен артистов (солисты, грандиозный состав хора и миманс), создано около 400 костюмов.
Большой зал Филармонии
8 февраля здесь состоится концерт Заслуженного коллектива России. За пультом Николай Алексеев, солистка – Элисо Вирсаладзе.
Программа из музыки французских композиторов (12+) объединила сочинения XX века, связанные с темой гуманитарных потрясений ушедшего столетия.
Хореографическая поэма «Вальс» Равеля (1920) не просто дань жанру, но и выстроенная на основе его звучания картина разрушения устоев прежнего мира. Создание известного леворучного Фортепианного концерта Равеля (1931) и его смысловое наполнение напрямую оказались связаны с событиями Первой мировой войны. Сочинение предназначалось знаменитому пианисту Паулю Витгенштейну, потерявшему на фронте правую руку. Отголоски трагических событий, не понаслышке знакомых и самому Равелю, соседствуют в музыке концерта со страницами чистой, совершенной лирики.
Также в этот вечер прозвучит Третья «Литургическая» симфония Артюра Онеггера (1946) — рефлексия о природе и судьбе человека в тисках обстоятельств.
Комментарии