Фильмы нарисованные и одушевленные

До 19 ноября в Петербурге проходит XV международный фестиваль анимационных искусств «Мультивидение». Почти месяц на основной площадке фестиваля в киноцентре «Родина» по выходным идут тематические сеансы - юмор в анимации, психоделические мультфильмы, мультфильмы о животных и, конечно, о любви. Директор фестиваля Светлана ПЕТРОВА рассказала о главных направлениях в развитии современной анимации.

Фильмы нарисованные и одушевленные | ФОТО из архива С. ПЕТРОВОЙ

ФОТО из архива С. ПЕТРОВОЙ

- Напомните, пожалуйста, историю фестиваля.

- Я придумала «Мультивидение» в 2003 году. Заинтересовалась анимацией еще тогда, когда активно занималась моделированием одежды, созданием авангардных коллекций (Светлана была одним из основателей и руководителей театра «Лаборатория экспериментальной моды». - Прим. авт.). Однажды я придумала костюм «Мобильная девушка» с компьютером внутри. И на показах у меня были манекенщицы, лица которых закрывали экранами. У меня была идея «надевать» на человека изображение, чтобы он мог менять лица так же часто, как меняют одежду. Стала искать человека, который сделал бы мне «набор лиц», и судьба свела меня с Олегом Куваевым. Он и открыл мне мир анимации, я увлеклась, и мы решили сделать фестиваль анимационного искусства «Мультивидение». Начался он с вирусной флеш-анимации, но уже на второй год появились профессиональные фильмы. С тех пор фестиваль окреп и вырос, приобрел известность и авторитет. Фильмы, которые показываются у нас, порой попадают в шорт-лист «Оскара», становятся победителями различных фестивалей. В этом году, например, пришло более 1700 заявок из 88 стран. И, представьте, я все эти фильмы посмотрела!

- Как же человек может выдержать такое количество фильмов? Нельзя было «делегировать полномочия»?

- Есть отборочная комиссия. Но фестиваль «Мультивидение» - мой авторский проект, и я должна видеть все сама. Вдруг комиссия не заметит какой-нибудь шедевр? (смеется)

- Раз уж вы смотрели все, расскажите о важнейших трендах в мировой анимации.

- Должна уточнить: у нас фестиваль именно авторской анимации. И здесь выделяются работы из Франции, где именно эта ветвь сейчас процветает, активно поддерживается государством. Поэтому традиционно из всех фильмов треть - французские. И мы всегда оформляем их в отдельный блок.

Еще один тренд - женщин-режиссеров сейчас очень много, гораздо больше, чем в большом кино. Я даже думаю, что их больше, чем мужчин. На мой взгляд, это очень показательная тенденция, которая, возможно, станет мейнстримом. Советую всем обратить внимание на картину, сделанную польской художницей Мартой Пайек, - «Невероятные фигуры и другие истории II». Это история усталой женщины, вернувшейся домой с покупками и оказавшейся в сюрреалистическом мире с бесконечно меняющимся пространством вокруг. Или на фильм «Больные глаза для бесконечности» Элли Вуоринен из Турку - историю близорукой продавщицы из салона «Оптика».

- А новые технологии?

- Еще один тренд - 3D-анимация. С каждым годом работ, выполненных с применением этой технологии, становится все больше. И много по-настоящему хороших работ, особенно выделяются немецкие.

Интересно развивается анимация, так или иначе связанная с Интернетом - мобильными приложениями, сайтами, роликами. И в то же время есть анимационные фильмы, авторы которых рассуждают на тему, что несет с собой Интернет, социальные сети, как меняется жизнь человека в цифровую эпоху.

Еще одно интересное направление - сближение анимации и большого кино. Если вы регулярно смотрите новые фильмы, могли заметить, как часто сегодня реальные съемки сочетаются с персонажами, созданными в формате 3D. Причем вписаны они подчас так искусно, что нарисованного героя не отличить от живого артиста.

Интересный блок в нашем фестивале можно назвать «Кино как произведение искусства». Речь идет о видеоарте, видеоинсталляциях, которые можно увидеть сейчас на выставке в Музее современного искусства.

- Не могу не спросить о вашем коте Заратустре, который стал одним из самых знаменитых котов Интернета. Серия, в которой Заратустра проникает в шедевры великих художников, чрезвычайно популярна. Как он себя чувствует и чем занят сейчас?

- Спасибо. Он прекрасно себя чувствует и даже немного похудел. Сейчас мы с ним продолжаем проект с картинами, но немного в ином формате. Я стала делать картины маслом, скажем, повторяя «Мону Лизу». Только Джоконда у меня держит на руках Заратустру. Это, конечно, долгая и кропотливая работа. Кроме того, мы осваиваем видеоарт, не зря же, в конце концов, я так долго изучала анимацию, общалась с самыми лучшими режиссерами (смеется). Подобно тому, как я раньше «вписывала» Заратустру в картины, сейчас «вставляю» его в фильмы. Наше видео «Кот-дракон» набрало больше миллиона просмотров.

#фестиваль #анимация #«Мультивидение»

Комментарии