Фильм «Годовщина Революции» вернулся на большой экран

Кинопроект «Каро.Арт» провел в Санкт-Петербурге специальный допремьерный показ возвращенного после ста лет небытия фильма Дзиги Вертова «Годовщина Революции». Двухчасовая «монтажная фильма» была создана в 1918 году с невероятными организационными трудностями. Даже ультракороткие хроники той поры с длиной кинопленки 100 метров считаются ценными историческими артефактами, так мало их сохранилось. Длина «Годовщины Революции» – более трех тысяч метров. «Фильма» была размножена тиражом 30 экземпляров для кинопередвижек всей Советской Республики. Ее посмотрели миллионы людей.

Фильм «Годовщина Революции» вернулся на большой экран | ФОТО кадр из фильма

ФОТО кадр из фильма

Однако к концу 1920-х эпическое полотно о первом годе советской власти вытесняется на задворки истории кино. С 1930-х и до 2018-го первая работа Дениса Кауфмана, на тот момент стажера Московского кинокомитета с парой месяцев кинопрактики, считалась навсегда утерянной. В мировой киноиндустрии этот человек известен как Дзига Вертов, основатель, теоретик и реформатор документального кино. Исследуется каждый кадр его творческого наследия. Поэтому обретение самой первой его работы – мировое событие для историков и теоретиков киноискусства. Вровень по значимости разве что находка в 2008 году в Аргентине 30 минут, изъятых из культового «Метрополиса» Фрица Ланга и также считавшихся навсегда утерянными более 80 лет.

Возвращением «Годовщины...» мировое кино обязано московскому киноведу и историку Николаю Изволову. Несколько лет назад в фонде Владимира Маяковского (РГАЛИ) он случайно обнаружил «партитуру» вертовского фильма _ перечисление всех эпизодов и полный текст титров. Так стало известно, что фильм состоял из 242 «кусочков», монтажных склеек.

По самым оптимистическим прогнозам, с помощью «партитуры» можно было восстановить 30 – 40 процентов ленты. Однако поиски Изволова в Госфильмофонде оказались более успешными. В 2018 году, ровно через 100 лет после создания, «Годовщину Революции» удалось заново собрать на 98 процентов от исходного объема.

До начала пандемии первый полнометражный фильм Дзиги Вертова успел собрать с десяток наград на международных фестивалях и вот теперь доступен на большом экране отечественному зрителю. Николай Изволов прав во мнении, что потеря «Годовщины...» 100 лет назад была политически обусловленной акцией. Документальный рассказ стажера изобилует «странностями», которые никак не вяжутся с официальной версией тех дней. На два часа экранного времени приходится всего один минутный эпизод с участием Владимира Ленина. Причем он позирует в Московском Кремле, когда Октябрьская революция давно произошла и правительство успело переехать из Петрограда в Первопрестольную. Упоминаний о «ленинском соколе» Иосифе Сталине в ленте нет вовсе, хотя Вертов включил в свой киноотчет десятки совчиновников вплоть до отраслевых наркомов.

А вот чего в ленте оказалось предостаточно, так это сюжетов со Львом Троцким – и из Петрограда, и из Москвы, и из его фронтовых поездок. Троцкий предстает в фильме «универсальным бойцом», титаном эпохи Возрождения, ему подвластна стихия народных масс, он побеждает и в городских лабиринтах, и на полях военных действий, он творит обустройство мирного быта, он покоряет мир техники и демонстрирует дар горячего оратора. Разумеется, с такими сценарными доминантами «Годовщина Революции» была невыносима для Сталина.

Внимательный зритель найдет в «Годовщине...» и виды нашего города, изрядно изменившиеся за 100 лет, и стабильный, привычный нам статский мужской костюм столетней давности, и развитую систему автомобильного и общественного городского транспорта в России, и пугающе спокойное отношение к покойникам, и традиционную питерскую неулыбчивость, и московский фонтанирующий оптимизм... Гениальность стажера Московского кинокомитета Дениса Кауфмана уже через пару-тройку лет станет очевидной для всех.

Сейчас Николай Изволов работает над возвращением в культурное пространство другой утраченной киноработы Дзиги Вертова – ленты «История Гражданской войны» (1922). Здесь исследователю пока приходится двигаться в кромешной темноте мелкими шагами: не сохранилось ни сценария, ни монтажных листов ленты. Даже сам автор не оставил об «Истории...» воспоминаний, предпочитая всю жизнь хранить полное молчание.

#фильм #кинотеатры #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (6804) от 12.11.2020 под заголовком «Первая «фильма» Дзиги Вертова вернулась на экраны».


Комментарии