Фильм «Годовщина Революции» вернулся на большой экран

Кинопроект «Каро.Арт» провел в Санкт-Петербурге специальный допремьерный показ возвращенного после ста лет небытия фильма Дзиги Вертова «Годовщина Революции». Двухчасовая «монтажная фильма» была создана в 1918 году с невероятными организационными трудностями. Даже ультракороткие хроники той поры с длиной кинопленки 100 метров считаются ценными историческими артефактами, так мало их сохранилось. Длина «Годовщины Революции» – более трех тысяч метров. «Фильма» была размножена тиражом 30 экземпляров для кинопередвижек всей Советской Республики. Ее посмотрели миллионы людей.

Фильм «Годовщина Революции» вернулся на большой экран | ФОТО кадр из фильма

ФОТО кадр из фильма

Однако к концу 1920-х эпическое полотно о первом годе советской власти вытесняется на задворки истории кино. С 1930-х и до 2018-го первая работа Дениса Кауфмана, на тот момент стажера Московского кинокомитета с парой месяцев кинопрактики, считалась навсегда утерянной. В мировой киноиндустрии этот человек известен как Дзига Вертов, основатель, теоретик и реформатор документального кино. Исследуется каждый кадр его творческого наследия. Поэтому обретение самой первой его работы – мировое событие для историков и теоретиков киноискусства. Вровень по значимости разве что находка в 2008 году в Аргентине 30 минут, изъятых из культового «Метрополиса» Фрица Ланга и также считавшихся навсегда утерянными более 80 лет.

Возвращением «Годовщины...» мировое кино обязано московскому киноведу и историку Николаю Изволову. Несколько лет назад в фонде Владимира Маяковского (РГАЛИ) он случайно обнаружил «партитуру» вертовского фильма _ перечисление всех эпизодов и полный текст титров. Так стало известно, что фильм состоял из 242 «кусочков», монтажных склеек.

По самым оптимистическим прогнозам, с помощью «партитуры» можно было восстановить 30 – 40 процентов ленты. Однако поиски Изволова в Госфильмофонде оказались более успешными. В 2018 году, ровно через 100 лет после создания, «Годовщину Революции» удалось заново собрать на 98 процентов от исходного объема.

До начала пандемии первый полнометражный фильм Дзиги Вертова успел собрать с десяток наград на международных фестивалях и вот теперь доступен на большом экране отечественному зрителю. Николай Изволов прав во мнении, что потеря «Годовщины...» 100 лет назад была политически обусловленной акцией. Документальный рассказ стажера изобилует «странностями», которые никак не вяжутся с официальной версией тех дней. На два часа экранного времени приходится всего один минутный эпизод с участием Владимира Ленина. Причем он позирует в Московском Кремле, когда Октябрьская революция давно произошла и правительство успело переехать из Петрограда в Первопрестольную. Упоминаний о «ленинском соколе» Иосифе Сталине в ленте нет вовсе, хотя Вертов включил в свой киноотчет десятки совчиновников вплоть до отраслевых наркомов.

А вот чего в ленте оказалось предостаточно, так это сюжетов со Львом Троцким – и из Петрограда, и из Москвы, и из его фронтовых поездок. Троцкий предстает в фильме «универсальным бойцом», титаном эпохи Возрождения, ему подвластна стихия народных масс, он побеждает и в городских лабиринтах, и на полях военных действий, он творит обустройство мирного быта, он покоряет мир техники и демонстрирует дар горячего оратора. Разумеется, с такими сценарными доминантами «Годовщина Революции» была невыносима для Сталина.

Внимательный зритель найдет в «Годовщине...» и виды нашего города, изрядно изменившиеся за 100 лет, и стабильный, привычный нам статский мужской костюм столетней давности, и развитую систему автомобильного и общественного городского транспорта в России, и пугающе спокойное отношение к покойникам, и традиционную питерскую неулыбчивость, и московский фонтанирующий оптимизм... Гениальность стажера Московского кинокомитета Дениса Кауфмана уже через пару-тройку лет станет очевидной для всех.

Сейчас Николай Изволов работает над возвращением в культурное пространство другой утраченной киноработы Дзиги Вертова – ленты «История Гражданской войны» (1922). Здесь исследователю пока приходится двигаться в кромешной темноте мелкими шагами: не сохранилось ни сценария, ни монтажных листов ленты. Даже сам автор не оставил об «Истории...» воспоминаний, предпочитая всю жизнь хранить полное молчание.

#фильм #кинотеатры #история

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 206 (6804) от 12.11.2020 под заголовком «Первая «фильма» Дзиги Вертова вернулась на экраны».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?