Фестиваль камерной музыки «Ночь в башне» прошел в Псковском кремле

Первый фестиваль камерной музыки «Ночь в башне» под руководством дирижера Николая Хондзинского прошел в отреставрированной Варлаамовской башне Псковского кремля. Выступил женский вокальный ансамбль MusicAeterna4 с венком песен разных времен и народов.

Фестиваль камерной музыки «Ночь в башне» прошел в Псковском кремле | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Современный интерьер этой башни, в которой недавно возникло два зрительских яруса, мгновенно вдохновил на создание фестиваля камерной музыки во Пскове. Для начала ограничились всего двумя концертами, задав два вектора потенциального развития обновленного памятника XVI века – вокальный и инструментальный. Женский вокальный ансамбль MusicAeterna4 привез программу, идеально вписавшуюся в пространство древней башни. В обрамлении двух языков пламени в газовых горелках, которым вторило множество маленьких свечей на батарейках, стоявших на историческом слое известняка, девичьи песни звучали почти как заклинания, при этом трепетно и бесконечно нежно вызывали к жизни дыхание прошлого.

Изысканную программу они составили так, как приучил их маэстро Теодор Курентзис сначала в Перми, а потом и в петербургском Доме радио – тщательно вслушиваясь в тишину и глубину времен и проращивая ветви Мирового древа. Драматургия венка песен строилась по спирали, цепляясь за интонации средневековой монахини и пророчицы Хильдегарды Бингенской, обнаруживая избирательное сродство в русском духовном стихе «Богородица Богу молится». Во второй части концерта были исполнены обработки балканских, турецкой и албанской песен. Круг замыкался в «Пойдем девки во луги гулять» и произведением французского анонима.

Эстетика концерта резонировала экспозиции в башне «Лев против Орла», посвященной битве шведского короля с русским царем. Это могло дать идеи для следующих фестивалей уже с международным уклоном, учитывая, как близко от Пскова до сопредельных государств, а мощной ганзейской харизмы Пскову не занимать. Завершал фестиваль-инициацию концерт Струнного квартета им. М. И. Глинки знаменитым квартетом «Смерть и девушка» Шуберта и Третьим квартетом московского композитора Юрия Абдокова, в музыке которого русское и европейское тесно сплелись.

В условиях естественной акустики, без каких-либо дополнительных инженерных оснащений звук инструментальный в большей степени, чем вокальный, заполнял все ярусы башни. У идейных вдохновителей Первого фестиваля камерной музыки во Пскове – дирижера Губернаторского симфонического оркестра Псковской области Николая Хондзинского и директора Псковской областной филармонии Елизаветы Барышниковой после такого начала планов выросло громадье. В порыве вдохновения от услышанного и увиденного программу следующего фестиваля они обещали сделать намного шире, наполнив ее значительными событиями.


#фестиваль #музыка #Псков

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7011) от 17.09.2021 под заголовком «Башня для камерной музыки».


Комментарии