Фестиваль камерной музыки «Ночь в башне» прошел в Псковском кремле

Первый фестиваль камерной музыки «Ночь в башне» под руководством дирижера Николая Хондзинского прошел в отреставрированной Варлаамовской башне Псковского кремля. Выступил женский вокальный ансамбль MusicAeterna4 с венком песен разных времен и народов.

Фестиваль камерной музыки «Ночь в башне» прошел в Псковском кремле | ФОТО Pixabay

ФОТО Pixabay

Современный интерьер этой башни, в которой недавно возникло два зрительских яруса, мгновенно вдохновил на создание фестиваля камерной музыки во Пскове. Для начала ограничились всего двумя концертами, задав два вектора потенциального развития обновленного памятника XVI века – вокальный и инструментальный. Женский вокальный ансамбль MusicAeterna4 привез программу, идеально вписавшуюся в пространство древней башни. В обрамлении двух языков пламени в газовых горелках, которым вторило множество маленьких свечей на батарейках, стоявших на историческом слое известняка, девичьи песни звучали почти как заклинания, при этом трепетно и бесконечно нежно вызывали к жизни дыхание прошлого.

Изысканную программу они составили так, как приучил их маэстро Теодор Курентзис сначала в Перми, а потом и в петербургском Доме радио – тщательно вслушиваясь в тишину и глубину времен и проращивая ветви Мирового древа. Драматургия венка песен строилась по спирали, цепляясь за интонации средневековой монахини и пророчицы Хильдегарды Бингенской, обнаруживая избирательное сродство в русском духовном стихе «Богородица Богу молится». Во второй части концерта были исполнены обработки балканских, турецкой и албанской песен. Круг замыкался в «Пойдем девки во луги гулять» и произведением французского анонима.

Эстетика концерта резонировала экспозиции в башне «Лев против Орла», посвященной битве шведского короля с русским царем. Это могло дать идеи для следующих фестивалей уже с международным уклоном, учитывая, как близко от Пскова до сопредельных государств, а мощной ганзейской харизмы Пскову не занимать. Завершал фестиваль-инициацию концерт Струнного квартета им. М. И. Глинки знаменитым квартетом «Смерть и девушка» Шуберта и Третьим квартетом московского композитора Юрия Абдокова, в музыке которого русское и европейское тесно сплелись.

В условиях естественной акустики, без каких-либо дополнительных инженерных оснащений звук инструментальный в большей степени, чем вокальный, заполнял все ярусы башни. У идейных вдохновителей Первого фестиваля камерной музыки во Пскове – дирижера Губернаторского симфонического оркестра Псковской области Николая Хондзинского и директора Псковской областной филармонии Елизаветы Барышниковой после такого начала планов выросло громадье. В порыве вдохновения от услышанного и увиденного программу следующего фестиваля они обещали сделать намного шире, наполнив ее значительными событиями.


#фестиваль #музыка #Псков

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 174 (7011) от 17.09.2021 под заголовком «Башня для камерной музыки».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?