Фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» прошел в Петербурге

В Малом и Большом залах Филармонии прошел X международный фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира».

Фестиваль камерного исполнительства «Серебряная лира» прошел в Петербурге | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

Фестиваль не просто камерной музыки, но камерного исполнительства - в названии организаторы дали понять, что поддерживают главным образом музыкантов, занимающихся благородным, но коммерчески ненадежным видом деятельности.

Подобных фестивалей в Европе многим больше. Европейский музыкальный мир давно и регулярно, пусть и незаметно, живет камерным исполнительством, которое как под лупой позволяет разглядывать, то есть «расслушивать», и виртуозность музыкантов, и мастерство композиторского звукоплетения, и тонкости интерпретации.

Недостатка публики на «Серебряной лире» не было. Программы этого фестиваля не подгоняются ни под какую концепцию, если не считать, что организаторы все же стараются поддерживать музыкантов петербургской школы. Среди них и пианисты Петр Лаул с Мирославом Култышевым, и скрипач Илья Грингольц, и виолончелист Дмитрий Коузов, и фортепианное трио Филармонического общества. Концепция десятого фестиваля все же несколько отличалась от предыдущих: участвовать в нем были приглашены музыканты, уже выступавшие здесь и полюбившиеся публике.

Французский арфист Ксавье де Местр (на снимке) приезжал на «Серебряную лиру» дважды, каждый раз производя фурор своей виртуозностью. Так же, как редкостью считаются, скажем, девушки-валторнистки, так и мужчин-арфистов в мире можно перечесть по пальцам. Контракт со звукозаписывающей компанией регулярно приносит Ксавье де Местру новые, преимущественно сольные, альбомы, содержимое которых становится и его концертными программами. К Петербургу у арфиста особый интерес, поскольку он приходится прапраправнуком знаменитому Жозефу де Местру, дипломату, литератору и философу, оставившему воспоминания «Санкт-Петербургские вечера». Есть у музыканта и родственные линии, ведущие к самому А. С. Пушкину со стороны жены поэта Натальи Николаевны.

В этот раз Ксавье привез испанскую программу из сочинений двух Альбенисов - Матео и Исаака, Хесуса Гуриди, Антонио Солера, Энрике Гранадоса, Франсиско Тарреги и Мануэля де Фальи. Большинство сочинений из этой программы входят в его диск «Испанская серенада». Изначально написанные не для арфы, многие пьесы были аранжированы для нее самим Ксавье де Местром. В виртуозной игре французского арфиста, излучавшего всем своим видом внутренний покой и гармонию, сочетались нежность и сила, порыв и безмятежность. Его сильные мужские пальцы извлекали из золотой арфы Lyon&Healy harps невероятно объемные звуки, держа зал в состоянии нескончаемой эйфории. Энциклопедия испанских характеров предстала в цикле «Поэтических вальсов» Гранадоса, пьесах Исаака Альбениса, центром которых стала мистическая, сакральная «Астурия». Пропитанные танцевальностью, многие пьесы испанцев, в том числе «Воспоминания об Альгамбре» Тарреги и «Испанский танец» из оперы «Ночь коротка», создавали ощущение полета.

Итальянское сопрано Роберта Мамели тоже привезла с собой испанские страсти, но начала с французских. «Две еврейские мелодии» Равеля обрели в голосе Роберты натуральность безвибратного пения, а лунно-ночные романсы Дебюсси - обаяние салонной манеры, продолжившейся в шансонах Форе. Артистизм Мамели, развившийся в оперных проектах, пригодился в экстравагантном вокальном цикле Пуленка «Банальности». Во втором - испанском - отделении эмоции возрастали: от «Семи народных песен» Обрадорса до «Парусников» и «Сентиментальной мелодии» Вила-Лобоса. Кульминацией программы получились вокальные портреты-откровения Гранадоса - «Маха перед зеркалом» и «Скорбная Маха», напоенные раскаленной чувственностью и эротизмом. Открытием этого концерта стала пианистка Ольга Пащенко, поразившая не только чувством стиля, но и высоким качеством аккомпанемента.

Завершил фестиваль «Серебряная лира» сольный концерт 12-летней пианистки Александры Довгань в Большом зале Филармонии. В насыщенной программе юная пианистка выдержала баланс из хрестоматийной музыки («Патетическая» соната Бетховена, вальсы и мазурки Шопена) и пьес повышенной сложности: транскрипций Рахманинова пьес И.-С. Баха из его Пятой партиты для скрипки ми мажор и его же транскрипции Скерцо Мендельсона из музыки к «Сну в летнюю ночь». Александра справилась с очень непростым испытанием в переполненном зале. К фестивалю камерного исполнительства ее игра имела самое прямое отношение. Наиболее пронзительными оказывались страницы, исполненные на пиано. Они приковывали внимание слушателей и напоминали, как бесценны минуты, проведенные в тишине наедине с музыкой.

#музыка #фестиваль #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 213 (6566) от 13.11.2019 под заголовком «Расслышать звуки чудной лиры».


Комментарии