Фестиваль «Арлекин» открылся спектаклем «Иваново детство»

XIX всероссийский фестиваль театрального искусства для детей «Арлекин» открылся в театре «Зазеркалье» спектаклем «Иваново детство» казанского ТЮЗа в постановке Антона Федорова.

Фестиваль «Арлекин» открылся спектаклем «Иваново детство» | ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

ФОТО предоставлено пресс-службой фестиваля

В «Зазеркалье» ежегодно пополняют коллекцию лучших постановок для детей и юношества. С детьми на этом фестивале всеми силами души и профессионализма стремятся говорить по‑взрослому, но не свысока, а глядя глаза в глаза, обсуждая самые сложные темы и проблемы — от рождения до смерти, от первой любви до уважения к старикам.

К чему лукавить, «Арлекин» в куда большей мере фестиваль для сознательных родителей, чем для детей. Кто, скажите, из современных школьников сегодня способен для начала самостоятельно найти информацию об этом фестивале, потом понять, что он им жизненно необходим, а потом набраться решимости и отправиться в театр? Мизерный процент. Здесь на помощь должны и могут приходить взрослые — родители и учителя. Но и среди них процент заинтересованных тоже, к сожалению, невелик.

Зрителя-новичка на этом фес­тивале ждет много открытий. Здесь сверхзадача — воспитание разносторонней, эмоционально богатой личности, способной и готовой страдать, переживать, не только развлекаться. В прог­рамме «Арлекина» не бывает шумных бездумных спектаклей, угара мюзикловой фонограммы. Здесь в почете тишина, позволяющая думать, отсеивать лишнее, суетное, бессмысленное.

С такого тихого спектакля и начался фестиваль в этом году — с «Иванова детства». Повесть Владимира Богомолова «Иван» получила в постановке режиссера Антона Федорова жизнь в измерении кино- и театрального пространства, хотя в «паспорте» спектакля в общем буклете не было упоминания знаменитого одноименного фильма — кинодебюта Андрея Тарковского. История о мальчике Ване, чье суровое детство выпало на годы войны, о ребенке, потерявшем родителей, не случайно заинтересовала кинорежиссера, чье детство тоже было обожжено войной. Для Тарковского война стала метафорой, позволившей развернуть горький роман взросления, постижения смысла жизни в ее обостренном контрасте со смертью. И в повес­ти, и в кино, и в спектакле есть эпизод, когда мальчик рассмат­ривает альбом репродукций, отказываясь верить, что немцы могли не только убивать, но и создавать абсолютную красоту.

Декорации казанского «Иванова детства» оказались настолько хороши, что, кажется, могли бы обойтись и без поддержки кинокадрами, создав более автономное пространство переживаний. Игра-диалог с киномоделью добавляла фактуре немало эстетства, любования. Режиссер Антон Федоров создал свой жанр теат­ральных вариаций на тему кино. Образ главного героя воплощался игровой куклой и взрослым актером (Нияз Зиннатуллин), чьим голосом эта кукла говорила. В негромком произнесении текс­тов слышался диалог режиссера с Тарковским. В переводе с языка кино на язык театра чувствовалось стремление не растерять смыслы и нюансы, заставить пространство театра резонировать с пространством кинематографа.

Спектакль «Умеешь ли ты свис­теть, Йоханна?» (на снимке — сцена из спектакля) по повести Ульфа Старка в постановке и сценографии Ивана Пачина прилетел в Петербург из Нягани, что в Ханты-Мансийском автономном округе. В полный голос прозвучала в спектакле тема связи поколений. Два юных друга отправились в дом престарелых «искать настоящего дедушку». Ведь хорошо же иметь дедушку? А старый человек с удовольствием принял славную игру — побыть чьим‑то дедушкой, избавиться от одиночества.

Спектакль складывается как конструктор из кубиков, детям не составляет труда моделировать его согласно своей фантазии. Картонные деревья, голуби, подсаженные на проволочки к руке кормящей их бабушки, вишневое дерево с вишнями словно огни светляков, на которое в чужом саду взбираются отважные герои вместе с дедушкой… Этот «мир понарошку» наделяет сцену живым магическим обаянием, которому подчиняется даже время.

Старики в доме престарелых там как будто и не старики вовсе, а хитроумно играющие в старость подростки, лихо скидывающие парики и очки и возвращающиеся к своему истинному возрасту. Шведский дедушка незаметно, согласно правилам игры, покидает землю, научив юного героя свистеть под песню про Йоханну, сложив губы «в куриную попку».

Но вот тут слезы почему‑то появились и у актрисы, игравшей главного ушастого озорника, похожего на тролля, и у зрителей, которым так не хотелось покидать игру под названием «Отыщите дедушку»…


#фестиваль #театр #дети

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 77 (7160) от 28.04.2022 под заголовком «Смех, слезы и любовь».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?