Федор Абрамов: «Я пишу не о деревне, я пишу о России...»

29 февраля исполняется 100 лет со дня рождения писателя Федора Александровича Абрамова.

Федор Абрамов: «Я пишу не о деревне, я пишу о России...» | ФОТО Рудольфа КУЧЕРОВА предоставлено пресс-службой МДТ - Театра Европы

ФОТО Рудольфа КУЧЕРОВА предоставлено пресс-службой МДТ - Театра Европы

В Российской национальной библиотеке развернута большая выставка, отмечают юбилей и в библиотеке Невского района, носящей имя писателя. Центром торжеств, по давней традиции, станет МДТ - Театр Европы, с которым писателя связывала большая дружба. Обычно в гости к артистам приезжают жители Верколы, родины Абрамова, но на сей раз встреча не состоится из-за «погодных условий»: река Пинега разлилась и отрезала односельчан писателя от большой земли.

С подробностями жизни северной деревни додинцы ознакомились лично, еще студентами ЛГИТМиКа, когда решили поставить дипломный спектакль на основе тогда еще не очень знаменитого романа. Как позже скажет режиссер Лев Додин: «Эта замечательная книга полна любви к русскому человеку, к русской истории, к русской жизни, полна понимания и знания этой жизни и в то же время насыщена осознанием трагизма и несправедливости русской истории и истории русского советского крестьянства...».

Режиссер нынешнего юбилейного вечера Наталья Колотова училась на том самом курсе «Братьев и сестер»:

- На этот раз мы пытаемся отойти от традиционного сюжета «Абрамов и мы», от воспоминаний и неизбежно благостного тона. Конечно, это была наша молодость, любимый автор, который перевернул нашу жизнь. Но сейчас тот самый уникальный случай, когда вечер совпадает с реальной датой рождения Абрамова. И хочется рассказать о том, какой он был человек, какой он был глубокий, страстный, умный, думающий писатель... Он собирал материал для «Чистой книги» - о национальном сознании, о поисках истины. Это его очень волновало. Многое он испытал на собственной шкуре. Для меня переосмысление началось лет десять назад, когда я прочла рассказ «Поездка в прошлое». Это тексты, которых от него, коммуниста, человека с активной гражданской позицией, не ожидаешь... Они развенчивают многие мифы. Он воевал и выжил. Но сохранил острое чувство вины перед теми, кто погиб... Сейчас нам хотелось, чтобы мысли и слова Абрамова прозвучали в полную силу. И чтобы они были услышаны.

Наталья Фоменко, заслуженная артистка РФ:

- Когда наш сын учился классе в пятом-шестом, я вдруг увидела в его учебнике по литературе рассказы «деревенщиков»: Астафьева, Абрамова, Белова - уникальных, глубоких писателей. Я так обрадовалась! Но учебники менялись чуть не каждый год, и в следующих хрестоматиях их уже не было... Нам повезло: благодаря педагогам, выбравшим роман «Братья и сестры» для учебного спектакля, мы с Абрамовым тесно связаны - с его северным краем, с его языком, с людьми. Он ведь питался «от корней», от своей земли, от земляков. И мы поехали в Архангельскую область, жили в Карпогорах, райцентре, а в Верколу ехать опасались, зная его крутой нрав. Встретились случайно в магазине. Он сам подошел: «Что ж вы меня к себе не зовете?». Мы напекли блинов, подготовились... Когда он пришел, рассказывали, как репетируем, пели песни. И растопили его сердце. Он сказал: «Вы мне напомнили молодую Таганку...». После, когда уже жил в Ленинграде, частенько приходил к нам в Учебный театр на спектакль или после спектакля - с угощением. Сначала не верил нам, а потом полюбил нас очень. Относился, как к своим ребятишкам...

Игорь Иванов, народный артист РФ:

- Мы сошлись с Федором Александровичем очень быстро, хотя первое его отношение к нам было настороженным. Да и мы его шаг за шагом узнавали, понимая, что книги у него разные. Общение - пока мы готовили дипломный спектакль - было очень тесным. Он что-то новое начинал понимать и про себя, и про нас. Какие-то куски текста по просьбе наших педагогов Кацмана и Додина переписывал. Случалось, что мы с Сережей Бехтеревым ехали к нему домой за новыми текстами и сидели ждали, пока он перепишет... Он наливал нам по стопке, чтобы не скучно было ждать, и писал... Если бы он дольше прожил, то, думаю, он и себя бы перелопатил.

Однажды к нам на спектакль пришел Уильям Сароян, и студенческие «Братья и сестры» так его задели, так взволновали, что он отменил свой рейс, остался в Питере, и они с Абрамовым всю ночь сидели, говорили, выпивали...

Он у меня на свадьбе был посаженым отцом. Я его страшно любил. И до сих пор люблю. Считаю, что именно благодаря ему мне удалось сделать шаг от простого актера к артисту.

Кому сейчас нужен Федор Абрамов? В мире «бабла» - никому. Можно сказать, что он недооценен, до конца не понят. Но он тоже был сын своего времени - и вылезал, выламывался из собственных предрассудков.

#писатель #юбилей #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (6633) от 27.02.2020 под заголовком «Федор Абрамов: «Я пишу не о деревне, я пишу о России...»».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?