Федор Абрамов: «Я пишу не о деревне, я пишу о России...»

29 февраля исполняется 100 лет со дня рождения писателя Федора Александровича Абрамова.

Федор Абрамов: «Я пишу не о деревне, я пишу о России...» | ФОТО Рудольфа КУЧЕРОВА предоставлено пресс-службой МДТ - Театра Европы

ФОТО Рудольфа КУЧЕРОВА предоставлено пресс-службой МДТ - Театра Европы

В Российской национальной библиотеке развернута большая выставка, отмечают юбилей и в библиотеке Невского района, носящей имя писателя. Центром торжеств, по давней традиции, станет МДТ - Театр Европы, с которым писателя связывала большая дружба. Обычно в гости к артистам приезжают жители Верколы, родины Абрамова, но на сей раз встреча не состоится из-за «погодных условий»: река Пинега разлилась и отрезала односельчан писателя от большой земли.

С подробностями жизни северной деревни додинцы ознакомились лично, еще студентами ЛГИТМиКа, когда решили поставить дипломный спектакль на основе тогда еще не очень знаменитого романа. Как позже скажет режиссер Лев Додин: «Эта замечательная книга полна любви к русскому человеку, к русской истории, к русской жизни, полна понимания и знания этой жизни и в то же время насыщена осознанием трагизма и несправедливости русской истории и истории русского советского крестьянства...».

Режиссер нынешнего юбилейного вечера Наталья Колотова училась на том самом курсе «Братьев и сестер»:

- На этот раз мы пытаемся отойти от традиционного сюжета «Абрамов и мы», от воспоминаний и неизбежно благостного тона. Конечно, это была наша молодость, любимый автор, который перевернул нашу жизнь. Но сейчас тот самый уникальный случай, когда вечер совпадает с реальной датой рождения Абрамова. И хочется рассказать о том, какой он был человек, какой он был глубокий, страстный, умный, думающий писатель... Он собирал материал для «Чистой книги» - о национальном сознании, о поисках истины. Это его очень волновало. Многое он испытал на собственной шкуре. Для меня переосмысление началось лет десять назад, когда я прочла рассказ «Поездка в прошлое». Это тексты, которых от него, коммуниста, человека с активной гражданской позицией, не ожидаешь... Они развенчивают многие мифы. Он воевал и выжил. Но сохранил острое чувство вины перед теми, кто погиб... Сейчас нам хотелось, чтобы мысли и слова Абрамова прозвучали в полную силу. И чтобы они были услышаны.

Наталья Фоменко, заслуженная артистка РФ:

- Когда наш сын учился классе в пятом-шестом, я вдруг увидела в его учебнике по литературе рассказы «деревенщиков»: Астафьева, Абрамова, Белова - уникальных, глубоких писателей. Я так обрадовалась! Но учебники менялись чуть не каждый год, и в следующих хрестоматиях их уже не было... Нам повезло: благодаря педагогам, выбравшим роман «Братья и сестры» для учебного спектакля, мы с Абрамовым тесно связаны - с его северным краем, с его языком, с людьми. Он ведь питался «от корней», от своей земли, от земляков. И мы поехали в Архангельскую область, жили в Карпогорах, райцентре, а в Верколу ехать опасались, зная его крутой нрав. Встретились случайно в магазине. Он сам подошел: «Что ж вы меня к себе не зовете?». Мы напекли блинов, подготовились... Когда он пришел, рассказывали, как репетируем, пели песни. И растопили его сердце. Он сказал: «Вы мне напомнили молодую Таганку...». После, когда уже жил в Ленинграде, частенько приходил к нам в Учебный театр на спектакль или после спектакля - с угощением. Сначала не верил нам, а потом полюбил нас очень. Относился, как к своим ребятишкам...

Игорь Иванов, народный артист РФ:

- Мы сошлись с Федором Александровичем очень быстро, хотя первое его отношение к нам было настороженным. Да и мы его шаг за шагом узнавали, понимая, что книги у него разные. Общение - пока мы готовили дипломный спектакль - было очень тесным. Он что-то новое начинал понимать и про себя, и про нас. Какие-то куски текста по просьбе наших педагогов Кацмана и Додина переписывал. Случалось, что мы с Сережей Бехтеревым ехали к нему домой за новыми текстами и сидели ждали, пока он перепишет... Он наливал нам по стопке, чтобы не скучно было ждать, и писал... Если бы он дольше прожил, то, думаю, он и себя бы перелопатил.

Однажды к нам на спектакль пришел Уильям Сароян, и студенческие «Братья и сестры» так его задели, так взволновали, что он отменил свой рейс, остался в Питере, и они с Абрамовым всю ночь сидели, говорили, выпивали...

Он у меня на свадьбе был посаженым отцом. Я его страшно любил. И до сих пор люблю. Считаю, что именно благодаря ему мне удалось сделать шаг от простого актера к артисту.

Кому сейчас нужен Федор Абрамов? В мире «бабла» - никому. Можно сказать, что он недооценен, до конца не понят. Но он тоже был сын своего времени - и вылезал, выламывался из собственных предрассудков.

#писатель #юбилей #театр

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 035 (6633) от 27.02.2020 под заголовком «Федор Абрамов: «Я пишу не о деревне, я пишу о России...»».


Комментарии