Фантазия на экране. Cостоялся премьерный показ исторического сериала «Крылья империи»

Cостоялся полный показ исторического сериала «Крылья империи», чье премьерное появление в эфире было прервано вещателем в ноябре 2017 года. Теперь телефильму режиссера Игоря Копылова не мешал юбилейный контекст и конкуренты на заданную тему. 12 серий должны были поведать зрителям историю трех главных героев на фоне тех катаклизмов, которыми отмечено время действия «Крыльев...», - с 1913-го по 1921 год.

Фантазия на экране. Cостоялся премьерный показ исторического сериала «Крылья империи» |

Первая мировая война, крах российской монархии, две революции в течение одного года, Гражданская война и интервенция, политика военного коммунизма и ее трагический эпилог в виде кронштадтского мятежа в феврале - марте 1921 года. На судьбы вымышленных героев эти грозные события повлияли самым непосредственным образом.

Отечественная культура уже имеет яркие и запоминающиеся попытки создания художественного образа истории на переломе эпох. Достаточно вспомнить трилогию Алексея Толстого «Хождение по мукам» и три ее экранные версии. Нелишними будут воспоминания о таких ярких явлениях телеэкрана, как сериалы «Империя под ударом» (2000) (режиссер Андрей Малюков и другие) и «Гибель империи» (2005) Владимира Хотиненко. Авторы «Крыльев империи» в некоторых случаях прямо намекают на отдельные кадры и эпизоды из экранной летописи отечественной истории первой четверти ХХ века.

Можно утверждать, что существует некоторая традиция в том, как изображаются нынче в сериалах события 1917 года. И она явно вступает в противоречие, а иногда и в откровенную полемику с историей КПСС, которую зрители категории 50+ зубрили в советских вузах. Продюсеры канала знали, кому доверить управление съемочным процессом, ибо Игорь Копылов уже продемонстрировал в своих фильмах сочетание истории со вполне устойчивыми признаками и элементами популярных массовых жанров - детектива и мелодрамы. Достаточно вспомнить его сериал «Ленинград 46» вызвавший и внимание публики, и полемику в связи с указанием на время и место действия.

Аналогичная история складывается и с «Крыльями империи». Во время просмотра судьба трех центральных персонажей волнует куда меньше, чем показ реальных исторических событий и обстоятельств того, что творилось в России в те самые переломные годы. Однако от рассмотрения судьбы всей тройки никуда не деться зрителям сериала, так как через них они и проникают в предлагаемое авторами пространство и время событий. Обрусевшая немка Софья Беккер (Ксения Лукьянчикова) проходит весьма запутанный жизненный путь - от дочки лавочника, возомнившей себя поэтессой, до «валькирии революции», а затем враждебной новому строю обывательницы.

На сюжетном пути ей встречается амбициозный молодой юнкер, а затем офицер Кирсанов-Двинский (его изображает сербский актер Милош Бикович). Параллельно нам предлагают следить за ростом классового самосознания вологодского юноши Матвея Осипова (Григорий Некрасов), который из талантливого балалаечника становится отчаянным эсером, позже - чекистом и в конце концов теряет рассудок. Финал его жизни - тихое помешательство и гибель во время подавления кронштадтского мятежа. Ровно такая же участь ожидает и Софью. В общем, «все умерли». Однако - странное дело - по сему печальному поводу как-то не очень расстраиваешься, ибо повороты в судьбах героев поведаны в сериале настолько непоследовательно и прерывисто, что понять их жизненную логику можно только из закадрового авторского текста, с помощью которого нам комментировали то, что мы видели на экране. Или то, что не вошло в окончательный вариант экранного продукта.

Персонажи в сериале возникают по воле его авторов совершенно спонтанно, без каких-либо психологических обоснований и потом исчезают ровно таким же непонятным образом. Поэтому и остается интерес к сериалу исключительно за счет показа реальных исторических личностей, а не вымышленных характеров-функций. Здесь-то и ожидают зрителей, хотя бы в первом приближении знакомых с историей Отечества, неожиданности. Прежде всего в трактовке личности Ленина, сыгранного Виталием Коваленко на грани злой карикатуры. Найден в сериале и новый злодей революции. И это не Сталин и даже не Троцкий. А... Яков Свердлов. Только вот концы с концами у авторов сериала не сходятся, так как Яков Михайлович покинул сей бренный мир весной 1919 года и никак не мог злодействовать в заключительных эпизодах сериала.

И уж совсем неубедительно выглядит в «Крыльях империи» роль британской дипмиссии в Петрограде 1916 - 1917 годов, когда ее представляют нам как едва ли не главную движущую силу Февральской революции.

Тем не менее сериал свою просветительскую миссию выполнил: вернул в телеоборот один из центральных моментов нашей истории. Полемику с демонстрацией ее событий и личностей в новом сериале можно продолжать и продолжать. Но хотелось бы вести ее исключительно с позиций исторической достоверности, а не оправдания или восхищения той фантазией, премьера которой была показана нам в нынешнем июле.

#сериал #премьера #историческое кино #история России

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 136 (6489) от 26.07.2019 под заголовком «На крыльях фантазии».


Комментарии