Только на сайте

Есть ли надежда? Размышления о спектакле Григория Козлова «Старший сын»

В середине мая легендарный спектакль по одноименной пьесе Александра Вампилова показали на сцене Театра Эстрады им. А. Райкина.

Есть ли надежда? Размышления о спектакле Григория Козлова «Старший сын» | Фото Романа Кириченко

Фото Романа Кириченко

Театр «Мастерская» уже второй сезон показывает свои лучшие постановки на разных сценах Петербурга – в Юсуповском дворце, в ДК им. Ленсовета и ДК им. И. Газа. Эти своеобразные гастроли – мера, во многом, вынужденная. Репертуар одного из самых любимых зрителем театров города уже «не помещается» в двух залах здания на Народной улице. 25 мая в его афише появится пятидесятая постановка – «Утиная охота», и это будет третье обращение Григория Козлова к драматургии Александра Вампилова.

Первое состоялось в сентябре 2010 года, когда на Малой сцене БДТ им. Г. Товстоногова ученики мастерской Козлова сыграли «Старшего сына». Так в Петербурге появился новый театр, а курсовой спектакль стал, как принято говорить, его «визитной карточкой». За прошедшие с тех пор девять лет «Старший сын» участвовал во множестве театральных фестивалей, его видели зрители Москвы, Пскова, Ярославля, Екатеринбурга. В середине мая спектакль впервые показали на сцене петербургского Театра Эстрады им. А. Райкина.

Наверное, каждый раз публика «Старшего сына» делится почти пополам: на тех, кто смотрел одноименный советский фильм 1975 года, и тех, кто его не смотрел. Гадать о том, кто из зрителей прочитал саму пьесу – сложнее. К сожалению, «шестидесятников» (тем более драматургов того времени) в нашей школе изучают... не очень внимательно. Представители старшего поколения? Если в юности они не увлекались театром и литературой, то в суете жизни вполне могли и не заметить удивительного и талантливого человека, погибшего на Байкале за два дня до своего 35-летия. Поэтому для обычных зрителей именно фильм Виталия Мельникова является неким «ориентиром». Как это усложняет задачу актерам – говорить не приходится.

Однако уже начало спектакля «оправдывает» обращение к тексту, который зрители десятки раз слышали из уст Евгения Леонова, Николая Караченцова, Михаила Боярского и Светланы Крючковой. Молодые актеры хотели «не перечитать» пьесу, а «подсмотреть в щелочку» – за жизнью своих родителей, бабушек и дедушек, когда те были молоды и влюблены. Поэтому спектакль предваряет пролог: взволнованными голосами и простыми, порой несовершенными словами, актеры по очереди рассказывают истории своих семей – как знакомились, как влюблялись, как женились.


Фото Романа Кириченко

Их семейные фотографии висят рядом с портретами людей, ставших по-настоящему родными для целого поколения – здесь вместе Юрий Гагарин и Булат Окуджава, Александр Володин и Александр Вампилов. Стихи, музыка – тоже из эпохи, когда у людей (по словам актрисы спектакля) «была прекрасная жизнь» – они знали своих соседей, дружили и ходили друг другу в гости. За музыкальное оформление отдельное спасибо Андрею Юрьеву. Постановка наполнена песнями в исполнении Муслима Магомаева, Эдиты Пьехи, Иосифа Кобзона, Валерия Ободзинского. Все они созвучны времени, когда полотенца и простыни запросто сушили во дворе, а мальчишки гоняли в футбол не в специальных «коробках» – прямо по лужам.

Сюжет пьесы Вампилова сохранен полностью: двое молодых людей опоздали на последнюю электричку – провожали девушек. Провожали с надеждой на продолжение знакомства, но этим надеждам не суждено было сбыться. Маленький город, в котором у них нет ни знакомых, ни родных, а на улице жутко холодно... Что делать? Молодые люди нагло вваливаются в квартиру совершенно посторонних им людей – с гитарой и требованием выпить и закусить. Легенда у них простая, но гениальная – один из них приехал знакомиться с отцом, которого никогда не видел. Так у бывшего фронтовика, в одиночку растившего двоих детей, появился еще и «старший сын».

При просмотре спектакля невозможно полностью абстрагироваться и не сравнивать увиденные сцены с кадрами из фильма. Это очень мешает восприятию. Но как приятно порой обнаружить, что в постановке, где играют молодые актеры, что-то получилось точнее, проникновеннее и пронзительнее. В первую очередь, это образ Нины Сарафановой – дочери главного героя. В фильме она – холодная красавица с точеными чертами лица и командным голосом, строгая и волевая (Наталья Егорова). В увиденном показе Нину играла Алена Артемова – милая девушка с умными и грустными глазами.


Фото Романа Кириченко

Ее простой вопрос («Где ты был раньше, братик?») несет в себе столько боли, что на него невозможно не ответить любовью и сочувствием. Мама бросила, отец тихонько пьет по ночам, а младший брат сходит с ума от первой любви... «Объявляю уборку!» в ее исполнении звучит не как приказ, а как вынужденная игра маленькой девочки во взрослую хозяйку дома. Игра, от которой к девятнадцати годам она устала. И понятно, почему Нина так торопится сбежать на Сахалин с курсантом Кудимовым – отличником боевой и политической подготовки (актер Николай Куглянт). За ним «как за каменной стеной». Но также понятно, почему ей нельзя быть рядом с этим человеком.

Макарская, соседка Сарафановых, в исполнении Полины Сидихиной – самый яркий образ спектакля. Кажется, что именно на ней держится вся комическая составляющая постановки. Чего стоит один ее прыжок через лужу – с авоськами наперевес! Но зрители видят перед собой не строгую работницу системы судопроизводства и не «советскую феминистку», читающую модные в то время журналы о здоровье. Это очень красивая и очень несчастная женщина. Она так страдает от одиночества и так ждет любви, что ее грубый цинизм и крики о том, как она «не хочет замуж», выдают ее все сильнее и сильнее. Но ее понимают, жалеют и, словно колыбельную, поют старую бардовскую песню про Царевну Несмеяну («Ты стоишь у окна...»).


Фото Романа Кириченко

В спектакле Григория Козлова герои действительно умеют понимать, принимать, жалеть и любить. И это, наверное, второе очень важное отличие спектакля от фильма. Любовь здесь чувствуешь буквально во всем – в неловких прикосновениях, несмелых взглядах, нелепых разговорах и ненужных спорах. Потому появление чужого (пока еще чужого) человека не взрывает жизнь этой семьи – со всеми ее проблемами и несчастьями. Оно лишь сильнее показывает, как бесконечно дороги друг другу эти странные и смешные Сарафановы.  

Актерам спектакля, пожалуй, сложнее, чем актрисам. Соперничать с Николаем Караченцовым и Михаилом Боярским – дело бесполезное. Да и ненужное. Владимира Бусыгина и Сильву в исполнении Михаила Касапова и Арсения Семенова зрители принимают, потому что они понятны и узнаваемы. Парни со своего двора. Бусыгин – угловат, резок, часто очень зажат и нервозен. Сильва, как и положено, чертовски обаятелен. С первого появления Арсения Семенова на сцене становится понятно, что образ ловеласа и повесы доверен ему по праву. Как по праву получил за роль Васеньки театральную премию «Прорыв» актер Евгений Шумейко.

Но как играть Сарафанова, когда у каждого второго зрителя в зале перед глазами все равно будет такой родной и любимый Евгений Леонов? Алексей Ведерников пытается создать совершенно иной, нежели в кинофильме, образ. Его Андрей Григорьевич Сарафанов потерян, несчастен, по-детски трогателен, порой жалок.


Фото Романа Кириченко

Сарафанов прошел войну, но, по словам дочери, так и не научился защищать себя. Он пережил предательство любимой женщины и крушение всех надежд. Но живет он – радостно, живет безграничной любовью к своим детям. Этот образ требует актера с огромным сердцем и огромным жизненным опытом. В курсовом спектакле условность с возрастом героя естественна и понятна. Но постановке скоро десять лет. Рано или поздно зритель перестанет воспринимать ее как «студенческую», пройдет это очарование молодости, дружбы, трепетного отношения актеров-однокашников друг к другу. Что будет дальше? Терять такой спектакль очень не хочется.

Но пока «надежды маленький оркестрик» играет слаженно, и во время каждой смены декораций им весело дирижирует Сарафанов в растянутой майке. Родной дворик превращается в до боли знакомую квартиру со старым торшером,  сервантом и радиоприемником. Зритель вновь и вновь оказывается в мире, где люди просты и откровенны, чисты и лишены фальши.


Фото Романа Кириченко

Вдруг понимаешь, что этого поколения больше нет. Что эти люди ушли навсегда. Тогда хочется закричать вслед за Золушкой из другого советского фильма: «Добрые люди, где вы?». Но ведь те, кто находится на сцене, верят в реальность своих героев... А сидящие в зале – смотрят на них и какой год не могут насмотреться. Получается, эта тоска – по простоте, доброте и человечности – у нас всех одинаковая? Значит, надежда все же есть.

#театр #Мастерская #спектакли #Старший сын

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...