Еще два зала Китайского дворца в Ораниенбауме открыли для посетителей

Доступными для публики стали теперь Штукатурный покой и Малый китайский кабинет этого дворца, жемчужины дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум», входящего в ГМЗ «Петергоф».

Еще два зала Китайского дворца в Ораниенбауме открыли для посетителей | ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

ФОТО Петра КОВАЛЕВА/ТАСС

Это событие — праздник для всех музейщиков. Работы по реставрации дворца ведутся двенадцать лет. «Санкт-Петербургские ведомости» регулярно сообщают об открытии новых парадных залов, каждый из которых отличен от остальных. Теперь из семнадцати публика может любоваться двенадцатью. Работы в Китайском дворце, как и во всем «Ораниенбауме», требуют не только профессионализма, но и трепетного отношения. Это подлинник середины XVIII века. Поэтому открытие после трехлетней работы даже двух сравнительно небольших залов  – событие, в котором приняли участие министр культуры России Ольга Любимова и глава «Газпрома» Алексей Миллер (компания поддерживает реставрационные работы в Китайском дворце).

Небольшую экскурсию по двум залам для нашей газеты провела Татьяна Сясина, заведующая отделом «Собственная дача» (в нее входят Китайский дворец и Павильон Катальной горки). По словам специалиста, особенную сложность представляла реставрация интерьера, выполненного Альберто Джани, которого пригласил архитектор Антонио Ринальди, автор проекта Китайского дворца. Джани использовал технику «намазной лепки». На стенах были сделаны расчистки, благодаря которым стал понятен цвет стен интерьера. Но в XVIII веке были другие краски, которые пропускали свет, они давали ощущение припудренности. Сейчас составы более плотные. Чтобы добиться сходства, колера подбирали три месяца. Стены выкрашены в двух цветах: селадоновом (голубовато-зеленый) и нежно-розовом.

Одновременно в мастерских шла реставрация живописных полотен итальянских художников XVIII века, специально созданных для Китайского дворца. На картине Джанбеттино Чиньяролли «Анжелика и Медор» реставраторы обнаружили автограф автора. Все полотна крепятся к стенам с помощью специальных устройств, придуманных советским реставратором Рудольфом Саусеном. Паркет, набранный из двадцати с лишним сортов дерева  – чинара, самшит, палисандр, красное дерево трех видов,  – реставрировался в условиях мастерских. Кстати, первоначально пол был создан из искусственного мрамора по рисунку Антонио Ринальди. Но потом балки сгнили от сырости, тяжелые полы провалились. В 1770  – 1780-х годах сделали паркет с использованием того же рисунка.

Китайский_Пр.jpg

ФОТО АВТОРА

В Малом китайском кабинете, одном из интерьеров, давших название дворцу, шелк на стенах был воссоздан после войны по историческим образцам, сохранившимся в фондах музея. Его не стали менять. Здесь сложность представляли работы по падуге. По расчисткам были воссозданы голубой и розовый тона, какими они были в XVIII веке. Падуги потолка решены в виде шатра из трельяжной решетки розового цвета, а голубой цвет  – это цвет неба, которое сияет сквозь решетку.

Неожиданным для многих реставраторов стал цвет верхнего карниза. По расчисткам он оказался черным с китайским иероглифом «Вань», обозначающим жизнь и долголетие. Черный цвет был обычным для китайских лаков, предметы из которого украшают дворец.

С разрешения Татьяны Сясиной открываю дверь с надписью «служебное помещение». В Большом китайском кабинете полным ходом идет реставрация. Специалисты работают над деревянными панелями с пейзажами и бытовыми сценами, выполненными русскими мастерами под руководством Г. Шталмеера. Главный предмет интерьера  – большой бильярд середины ХVIII века уже отреставрирован.

Кроме этого кабинета осталось отреставрировать Китайскую опочивальню, Камерюнгферскую, Портретную, Кабинет Екатерины II. ГМЗ «Петергоф» и «Газпром» заключили соглашение о продолжении работ.

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Елена КАЛЬНИЦКАЯ, генеральный директор ГМЗ «Петергоф»:

 – Наконец мы стали заказчиком реставрационных работ в Китайском дворце. Организационные проблемы позади, трудятся замечательные реставраторы, мы обязуемся завершить все работы во второй половине 2023 года. Считаю своей обязанностью сказать теплые слова в адрес Валентины Ивановны Матвиенко. В 2009 году она сказала мне: «Идите в «Петергоф», придется трудиться прорабом». С тех пор работаю.

#Китайский дворец #музей

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 110 (6948) от 21.06.2021 под заголовком «Китайский дворец открывает залы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?