Эрмитаж представил фоторепродукции работ Рафаэля

На пороге уходящего года в цикле выставок, посвященных истории ранней фотографии, Эрмитаж представил премьеру. Он показал фоторепродукции работ Рафаэля из своего собрания, выполненные во второй половине XIX века европейскими фотографами.

Эрмитаж представил фоторепродукции работ Рафаэля | ФОТО предоставлено пресс-службой музея

ФОТО предоставлено пресс-службой музея

Как говорит заведующий отделом истории русской культуры музея Вячеслав Федоров, такая выставка – эксперимент для музея. Впервые фоторепродукция стала предметом экспонирования. И сами снимки числом более сорока, в разных техниках печати, представленные в двух залах Зимнего дворца, впервые «вышли на свет». Этому предшествовала кропотливая работа реставраторов. Им пришлось восстанавливать разные по качеству, иногда «угасшие», поврежденные временем отпечатки.

Выставка позволяет проследить развитие жанра фоторепродукции, понять, почему ее коллекционировали, увидеть, как с ее помощью распространялась слава Рафаэля в России. И даже вспомнить о потерях Эрмитажа во время распродаж в 1930-е годы.

Два столетия назад хорошие фоторепродукции произведений искусства ценили и собирали наравне с живописью и графикой. На выставке есть фотографии знаменитых работ Рафаэля из коллекций императрицы Марии Александровны, графов Строгановых, князей Юсуповых, герцога Мекленбург-Стрелицкого, Семенова-Тян-Шанского. Римский фотограф Довициели подарил императору Александру II фотографии фресок Рафаэля на вилле Фарнезина.

С середины 1850-х годов недорогие отпечатки небольшого визитного формата сделали фотографию доступной для всех. Визитки с воспроизведением предметов искусства покупали во время путешествий, помещали в альбомы. Фотографы и издатели хитрили, выпуская отпечатки не с оригиналов, а с гравированных изображений. На выставке можно видеть фотографии, выполненные как с картин Рафаэля, так и с гравюр по ним.

Фоторепродукции позволили изучать произведения искусства, не выходя из дома. Исследователи и любители использовали их в своей работе. Нужные изображения можно было заказать по каталогам, выпускавшимся крупными итальянскими фотоиздательствами. Особенно полезны были фотографии с фрагментами картин, позволявшими рассмотреть детали, которые были незаметны в реальности. Отпечатки итальянских фотоиздательств широко представлены на выставке. В основном это массовый материал, рассчитанный на широкий круг покупателей, но он позволяет узнать любимые и часто воспроизводимые в XIX веке произведения Рафаэля, такие как «Видение Иезекииля», «Мадонна со щеглом», «Преображение».

Одним из лидеров по выпуску фоторепродукций стал французский фотограф Адольф Браун. Путем экспериментов освоив карбоновую печать, он решил проблему получения стойких к выцветанию отпечатков. Убедиться в ее качестве можно, взглянув на фотографии рисунков Рафаэля – удивительной красоты исполнения и великолепной сохранности.

В 1860 – 1890-х годах Браун выполнил фотофиксацию самых крупных музейных коллекций Европы. На выставке представлены фоторепродукции картин Рафаэля знаменитых собраний Прадо, Палаццо Питти, музея Виктории и Альберта. Одним из первых он сфотографировал фрески Рафаэля в Ватикане, и полученные снимки стали своего рода сенсацией. Глазам зрителей открылось множество деталей, которые не были видны в тусклом освещении залов. В 1882 и 1889 годах фотографы ателье Брауна работали и в Императорском Эрмитаже, где были отсняты все работы Рафаэля, в том числе и «Мадонна Альба», которая сейчас находится в коллекции Национальной галереи искусства в Вашингтоне.

В состав выставки вошли также снимки и негативы первого фотографа Императорского Эрмитажа Федора Львовича Николаевского. На них – музейные интерьеры и экспонаты в залах. Можно видеть, как были представлены произведения Рафаэля и других итальянских художников в Эрмитаже на рубеже XIX – XX веков.

#выставка #Эрмитаж #фотография

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 239 (6837) от 29.12.2020 под заголовком «Увидеть всего Рафаэля».


Комментарии