Эрмитаж на просторах Сибири. В Омске открылось представительство петербургского музея

В Омске открылся центр «Эрмитаж - Сибирь». Он стал третьим вслед за Казанью и Выборгом представительством Эрмитажа на территории страны. В числе первых его посетителей были президент России Владимир Путин и президент Республики Казахстан Касым-Жомарт Токаев. С Фаридой БУРЕЕВОЙ, директором Омского областного музея изобразительных искусств им. М. А. Врубеля, на базе которого создано представительство Эрмитажа в Сибири, побеседовала обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» Людмила ЛЕУССКАЯ.

Эрмитаж на просторах Сибири. В Омске открылось представительство петербургского музея | ФОТО Александра ДРОЗДОВА

ФОТО Александра ДРОЗДОВА

- Фарида Мухаматшарыповна, расскажите, пожалуйста, о вашем музее.

- Это крупнейший художественный музей на огромной территории от Урала до Тихого океана. 21 декабря 1924 года при Западно-Сибирском краевом музее открылась картинная галерея, которая в 1940-м выделилась в самостоятельный Омский музей изобразительных искусств. Сегодня в собрании нашего музея около 30 тысяч единиц хранения. Ядро формировалось в 1924 - 1928 годы. Это были передачи из Государственного музейного фонда. Затем шло формирование коллекции современного отечественного искусства ХХ века.

У нас прекрасное собрание русской и зарубежной живописи, графики, скульптуры. Замечательная коллекция декоративно-прикладного искусства - фарфор, стекло. Мы гордимся коллекцией мебели: у нас есть мебель из Мраморного и Ново-Михайловского дворцов Петербурга.

У нас самая большая в стране коллекция работ Алексея Явленского, одного из основоположников европейского экспрессионизма. Его брат Дмитрий Явленский получил назначение в Омск в канцелярию генерал-губернатора Степного края, в 1916 году отправился в Могилев, но имущество осталось здесь. Девять работ Алексея Явленского попали в музей.

У нас очень хорошая реставрационная база. Много реставраторов разных направлений. Мы сотрудничаем с коллегами из Петербурга, Москвы, Голландии. Обмениваемся опытом. Стараемся быть активными, идти в ногу со временем. Понимаем, что сотрудничество с Эрмитажем пойдет нам на пользу.

- Как возникла идея создания центра «Эрмитаж - Сибирь»?

- Это давняя история. Эрмитаж организовывал региональные выставки, Омск не был исключением. Старшие коллеги помнят Владимира Юрьевича Матвеева (заместитель директора Эрмитажа), который занимался этим процессом, бывал в нашем городе.

Когда в 2010 году представительство Эрмитажа открылось в Казани, я побывала там на Международном музейном форуме, посмотрела, что такое центр «Эрмитаж - Казань». Тогда и возникла мысль: почему бы одним из регионов, где присутствует Эрмитаж, не стать городу Омску?

Эту идею поддержал директор Омского музея Юрий Трофимов, приложив немало усилий для ее реализации.

- Крупным музеям всегда не хватает площадей. Возникает вопрос, как вы решили проблему?

- Наш музей занимает два здания. Первое - дворец генерал-губернаторов Западной Сибири и Степного края, построенный в середине XIX века, где размещаются хранилища и экспозиционные пространства, мастерская реставрации керамики и стекла. Второе здание нам передали в 1990-х годах. Это бывший торговый корпус 1914 года постройки, в нем располагается основная экспозиция, выставочные залы, хранилища.

Коллекция большая, площадей для ее показа недостаточно. Я поняла, что проблему надо решать, обходя кабинеты, рассказывая, доказывая, аргументируя... Под имя Эрмитажа открываются многие двери, принимаются положительные решения. Нам удалось добиться передачи музею здания, которое находилось в запустении.

- В Казани центр Эрмитажа располагается в кремле, в Выборге - в здании - памятнике архитектуры. Что предложил Омск?

- Центр расположился в историческом здании, до революции принадлежавшем страховому обществу «Саламандра». Оно построено в 1914 году петербургским архитектором Николаем Веревкиным в стиле классицизма. Здание со сложной судьбой, там долго располагалась больница. Была идея открыть в нем загс. Но архитектура, планировка, невозможность подъезда кортежей, так как здание стоит на пешеходной улице, идею перечеркнули. И прозвучало предложение отдать его музею.

В 2013 году было подписано соглашение между Эрмитажем и правительством Омской области. С 2015-го по 2019 год в здании велись строительные и реставрационные работы. Теперь оно полностью оснащено современным выставочным и реставрационным оборудованием. Кроме выставочных залов здесь разместятся Центр творчества для детей и взрослых, лекционная аудитория.

- Проект не дешевый. Как он финансировался?

- Реконструкция шла на средства Министерства культуры Российской Федерации и Омской области. Организация, выигравшая тендер на работы первого этажа и получившая деньги, быстро объявила себя банкротом. Были еще неудачные попытки. Путем мытарств здание довели до ума.

- Какие у вас планы на будущее с Эрмитажем?

- Мы сформировали перспективный выставочный план на пять лет. Коллеги посоветовали чередовать художественные выставки с культурно-историческими. Это интересно музею и зрителям.

Обсудили, как будем работать в области исследовательских проектов. Говорили об археологических экспедициях. В нашем музее хранится коллекция золотых изделий, найденных на территории Омского Прииртышья. Они относятся к эпохе железного века саргатской культуры, получены в результате раскопок в 1990-е годы и подтверждают происхождение эрмитажной Сибирской коллекции Петра I. В XVIII веке коллекция была передана Петру I как добыча бугровщиков, которые занимались разорением археологических курганов.

У наших предметов есть научная основа, подтверждающая их происхождение: какой памятник, где находился. Мы знаем, что их нашли в наших краях в могильниках саргатской культуры. Словом, можем говорить о совместных археологических проектах с Эрмитажем.

Собираемся продолжать работу по совместным реставрационным проектам, стажировкам специалистов. Нам интересен и опыт работы молодежного центра. Это очень актуально. Музею надо охватить поколение учащихся старшей школы и вузов.

- Центр «Эрмитаж - Сибирь» открылся выставкой «Сжимая рукоять меча...». Воинская культура и оружейные традиции Ближнего Востока». Почему такой выбор?

- Открытие центра было приурочено к проведению Российско-Казахстанского форума, поэтому и возникла восточная тематика.

Проект масштабный - свыше 400 экспонатов. Помимо предметов вооружения произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, археологические памятники, медали и монеты. География широкая - Кавказ, Индия, Турция, Средняя Азия, Иран. Мы можем говорить со зрителями об искусстве, о том, что такое оружие, о дипломатических отношениях России, о войнах, которые она вела...

- Какой резонанс вызвали выставка и открытие центра «Эрмитаж - Сибирь»?

- В первые дни было трудно справиться с наплывом посетителей. Интерес очень большой.

Нам интересен опыт коллег в других центрах. Я спрашивала, как справляется центр «Эрмитаж - Казань» с долговременным существованием: как избежать угрозы привыкания, спада интереса.

Выставки из Петербурга центр будет принимать раз в полгода. Он станет местом притяжения для омичей, жителей Сибирского федерального округа и Республики Казахстан. Не выезжая далеко за пределы своего региона, они смогут приобщиться к шедеврам искусства и знакомиться с наследием мировой культуры.

Хорошо оказаться под крылом Эрмитажа. Нам в свою очередь хотелось бы собрать коллег региона под свое крыло, для того чтобы музейное дело поднялось на новую ступень. В музейном сообществе страны происходит много интересного, хочется, чтобы так было и у нас.

#Эрмитаж #Омск #музей #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 030 (6628) от 19.02.2020 под заголовком «Эрмитаж на просторах Сибири».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?