Дискотека 80-х. «Элефантина» и «Шизореволюция» - в книжных магазинах

Юлия Кисина и Андрей Хлобыстин - художники, литераторы, люди искусства, чья молодость частично пришлась на восьмидесятые.

Дискотека 80-х. «Элефантина» и «Шизореволюция» - в книжных магазинах | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Только первая стала частью московского, а второй - ленинградского андеграунда. Их новые книги «Элефантина» и «Шизореволюция» - зеркала альтернативной культуры предпоследнего десятилетия ушедшего века.

Главы романа Кисиной начинаются с календарных событий - введения в очередной год. Вот, например, открывающий книгу 1981-й: «Весь год шли бесконечные переговоры о сокращении стратегических вооружений. Президентом США стал Рональд Рейган. Жену Мао Цзэдуна приговорили к смерти. США заявили о причастности СССР к международному терроризму. Пиночета избрали президентом. В космос полетел космонавт из Монголии...».

Календарь для Кисиной - предмет, по сути, условный, необходимый лишь для противопоставления всеобщего и личного: у них там в Америках, значит, Рейган стал президентом, а у меня тут в Союзе жизнь молодая кипит. Повествование хоть и художественное, все-таки базируется на биографии автора.

Киевлянка едет в Москву: по версии, приготовленной для родителей, чтобы учиться на театрального художника, на самом деле - чтобы быть ближе к любимому. Любимый - поэт, называемый в романе Помидорным Гуру. Ценители андеграунда, вероятно, без труда узнают в нем Алексея Парщикова.

Однако читатель, не столь хорошо знакомый с неофициальной советской культурой восьмидесятых, окажется в некотором недоумении: зачем давать этому поэту и другим деятелям альтернативного искусства сказочно-овощные псевдонимы? Кисину понять можно: прототипы персонажей либо здравствуют, либо покинули мир сравнительно недавно, а откровения автора вполне способны вызвать недовольство.

Вообще специалистами и неспециалистами «Элефантина» будет восприниматься по-разному. И дело не только в именах-псевдонимах героев. Присмотримся к обложке: фото колоритной парочки той поры - казалось бы, то, что нужно. Но некоторые узнают в модном парне Олега Гаркушу и зададут очевидный вопрос: каким образом ленинградец связан с московским андеграундом? Ведь Кисина осваивает в романе именно столичное пространство.

Приезжие воспринимают столицу иначе, они видят и цепляются за самое главное, чтобы удержаться. Знакомство киевлянки с московской молодежной культурой восьмидесятых сперва сбивает с ног: в поэтах героиня видит пророков, небожителей. Погрузившись с головой в новую атмосферу, она подмечает другое: у многих наглых и горячих есть вторая - тихая-мирная жизнь с женой и детьми. Творчество же - лишь «вопли поэтической души, истерзанной амбициями, тщеславием, сомнениями...».

Для Андрея Хлобыстина противопоставление Москвы и Петербурга имеет принципиальную важность. И имена героев эпохи заката СССР в его «Шизореволюции» будут совсем другими. Никаких псевдонимов и вымысла, каждый персонаж в большей или меньшей степени публике известен: Тимур Новиков, Виктор Цой, Сергей Курехин, Борис Гребенщиков, Майк Науменко...

Несмотря на подзаголовок «Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века», автор делает акцент прежде всего на восьмидесятых. «Совок задержал наше взросление»: перестройка - годы молодых. И все они - на фотографиях, щедро украшающих издание. Может быть, даже чересчур щедро. Хлобыстин создал альтернативную энциклопедию, которой мало места в одном томе. Мелкий шрифт и компактные фотографии - мера все-таки вынужденная: в некоторые лица приходится тщательно вглядываться, чтобы узнать, кто изображен. Но если бы материалы разделили на два тома, цена издания явно бы оказалась неподъемной для большинства читателей.

Юлия Кисина. Элефантина. Запрещенный андеграунд. - М.: Издательство «Э», 2018. - 288 с.;

Андрей Хлобыстин. Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. - СПб.: Борей Арт, 2017. - 504 с.

Рецензию на книгу «Многорукий бог далайна» Святослава Логинова можно прочитать в нашем предыдущем материале.

Материал был опубликован в газете под № 093 (6202) от 28.05.2018 под заголовком «Энциклопедии восьмидесятых».

#книга #рецензия #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6202) от 28.05.2018.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.