Дискотека 80-х. «Элефантина» и «Шизореволюция» - в книжных магазинах

Юлия Кисина и Андрей Хлобыстин - художники, литераторы, люди искусства, чья молодость частично пришлась на восьмидесятые.

Дискотека 80-х. «Элефантина» и «Шизореволюция» - в книжных магазинах | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Только первая стала частью московского, а второй - ленинградского андеграунда. Их новые книги «Элефантина» и «Шизореволюция» - зеркала альтернативной культуры предпоследнего десятилетия ушедшего века.

Главы романа Кисиной начинаются с календарных событий - введения в очередной год. Вот, например, открывающий книгу 1981-й: «Весь год шли бесконечные переговоры о сокращении стратегических вооружений. Президентом США стал Рональд Рейган. Жену Мао Цзэдуна приговорили к смерти. США заявили о причастности СССР к международному терроризму. Пиночета избрали президентом. В космос полетел космонавт из Монголии...».

Календарь для Кисиной - предмет, по сути, условный, необходимый лишь для противопоставления всеобщего и личного: у них там в Америках, значит, Рейган стал президентом, а у меня тут в Союзе жизнь молодая кипит. Повествование хоть и художественное, все-таки базируется на биографии автора.

Киевлянка едет в Москву: по версии, приготовленной для родителей, чтобы учиться на театрального художника, на самом деле - чтобы быть ближе к любимому. Любимый - поэт, называемый в романе Помидорным Гуру. Ценители андеграунда, вероятно, без труда узнают в нем Алексея Парщикова.

Однако читатель, не столь хорошо знакомый с неофициальной советской культурой восьмидесятых, окажется в некотором недоумении: зачем давать этому поэту и другим деятелям альтернативного искусства сказочно-овощные псевдонимы? Кисину понять можно: прототипы персонажей либо здравствуют, либо покинули мир сравнительно недавно, а откровения автора вполне способны вызвать недовольство.

Вообще специалистами и неспециалистами «Элефантина» будет восприниматься по-разному. И дело не только в именах-псевдонимах героев. Присмотримся к обложке: фото колоритной парочки той поры - казалось бы, то, что нужно. Но некоторые узнают в модном парне Олега Гаркушу и зададут очевидный вопрос: каким образом ленинградец связан с московским андеграундом? Ведь Кисина осваивает в романе именно столичное пространство.

Приезжие воспринимают столицу иначе, они видят и цепляются за самое главное, чтобы удержаться. Знакомство киевлянки с московской молодежной культурой восьмидесятых сперва сбивает с ног: в поэтах героиня видит пророков, небожителей. Погрузившись с головой в новую атмосферу, она подмечает другое: у многих наглых и горячих есть вторая - тихая-мирная жизнь с женой и детьми. Творчество же - лишь «вопли поэтической души, истерзанной амбициями, тщеславием, сомнениями...».

Для Андрея Хлобыстина противопоставление Москвы и Петербурга имеет принципиальную важность. И имена героев эпохи заката СССР в его «Шизореволюции» будут совсем другими. Никаких псевдонимов и вымысла, каждый персонаж в большей или меньшей степени публике известен: Тимур Новиков, Виктор Цой, Сергей Курехин, Борис Гребенщиков, Майк Науменко...

Несмотря на подзаголовок «Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века», автор делает акцент прежде всего на восьмидесятых. «Совок задержал наше взросление»: перестройка - годы молодых. И все они - на фотографиях, щедро украшающих издание. Может быть, даже чересчур щедро. Хлобыстин создал альтернативную энциклопедию, которой мало места в одном томе. Мелкий шрифт и компактные фотографии - мера все-таки вынужденная: в некоторые лица приходится тщательно вглядываться, чтобы узнать, кто изображен. Но если бы материалы разделили на два тома, цена издания явно бы оказалась неподъемной для большинства читателей.

Юлия Кисина. Элефантина. Запрещенный андеграунд. - М.: Издательство «Э», 2018. - 288 с.;

Андрей Хлобыстин. Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. - СПб.: Борей Арт, 2017. - 504 с.

Рецензию на книгу «Многорукий бог далайна» Святослава Логинова можно прочитать в нашем предыдущем материале.

Материал был опубликован в газете под № 093 (6202) от 28.05.2018 под заголовком «Энциклопедии восьмидесятых».

#книга #рецензия #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6202) от 28.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?