Дискотека 80-х. «Элефантина» и «Шизореволюция» - в книжных магазинах

Юлия Кисина и Андрей Хлобыстин - художники, литераторы, люди искусства, чья молодость частично пришлась на восьмидесятые.

Дискотека 80-х. «Элефантина» и «Шизореволюция» - в книжных магазинах | Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Иллюстрация Shai Halud/shutterstock.com

Только первая стала частью московского, а второй - ленинградского андеграунда. Их новые книги «Элефантина» и «Шизореволюция» - зеркала альтернативной культуры предпоследнего десятилетия ушедшего века.

Главы романа Кисиной начинаются с календарных событий - введения в очередной год. Вот, например, открывающий книгу 1981-й: «Весь год шли бесконечные переговоры о сокращении стратегических вооружений. Президентом США стал Рональд Рейган. Жену Мао Цзэдуна приговорили к смерти. США заявили о причастности СССР к международному терроризму. Пиночета избрали президентом. В космос полетел космонавт из Монголии...».

Календарь для Кисиной - предмет, по сути, условный, необходимый лишь для противопоставления всеобщего и личного: у них там в Америках, значит, Рейган стал президентом, а у меня тут в Союзе жизнь молодая кипит. Повествование хоть и художественное, все-таки базируется на биографии автора.

Киевлянка едет в Москву: по версии, приготовленной для родителей, чтобы учиться на театрального художника, на самом деле - чтобы быть ближе к любимому. Любимый - поэт, называемый в романе Помидорным Гуру. Ценители андеграунда, вероятно, без труда узнают в нем Алексея Парщикова.

Однако читатель, не столь хорошо знакомый с неофициальной советской культурой восьмидесятых, окажется в некотором недоумении: зачем давать этому поэту и другим деятелям альтернативного искусства сказочно-овощные псевдонимы? Кисину понять можно: прототипы персонажей либо здравствуют, либо покинули мир сравнительно недавно, а откровения автора вполне способны вызвать недовольство.

Вообще специалистами и неспециалистами «Элефантина» будет восприниматься по-разному. И дело не только в именах-псевдонимах героев. Присмотримся к обложке: фото колоритной парочки той поры - казалось бы, то, что нужно. Но некоторые узнают в модном парне Олега Гаркушу и зададут очевидный вопрос: каким образом ленинградец связан с московским андеграундом? Ведь Кисина осваивает в романе именно столичное пространство.

Приезжие воспринимают столицу иначе, они видят и цепляются за самое главное, чтобы удержаться. Знакомство киевлянки с московской молодежной культурой восьмидесятых сперва сбивает с ног: в поэтах героиня видит пророков, небожителей. Погрузившись с головой в новую атмосферу, она подмечает другое: у многих наглых и горячих есть вторая - тихая-мирная жизнь с женой и детьми. Творчество же - лишь «вопли поэтической души, истерзанной амбициями, тщеславием, сомнениями...».

Для Андрея Хлобыстина противопоставление Москвы и Петербурга имеет принципиальную важность. И имена героев эпохи заката СССР в его «Шизореволюции» будут совсем другими. Никаких псевдонимов и вымысла, каждый персонаж в большей или меньшей степени публике известен: Тимур Новиков, Виктор Цой, Сергей Курехин, Борис Гребенщиков, Майк Науменко...

Несмотря на подзаголовок «Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века», автор делает акцент прежде всего на восьмидесятых. «Совок задержал наше взросление»: перестройка - годы молодых. И все они - на фотографиях, щедро украшающих издание. Может быть, даже чересчур щедро. Хлобыстин создал альтернативную энциклопедию, которой мало места в одном томе. Мелкий шрифт и компактные фотографии - мера все-таки вынужденная: в некоторые лица приходится тщательно вглядываться, чтобы узнать, кто изображен. Но если бы материалы разделили на два тома, цена издания явно бы оказалась неподъемной для большинства читателей.

Юлия Кисина. Элефантина. Запрещенный андеграунд. - М.: Издательство «Э», 2018. - 288 с.;

Андрей Хлобыстин. Шизореволюция. Очерки петербургской культуры второй половины ХХ века. - СПб.: Борей Арт, 2017. - 504 с.

Рецензию на книгу «Многорукий бог далайна» Святослава Логинова можно прочитать в нашем предыдущем материале.

Материал был опубликован в газете под № 093 (6202) от 28.05.2018 под заголовком «Энциклопедии восьмидесятых».

#книга #рецензия #литература

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (6202) от 28.05.2018.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...