Елисей и компания. Скульптуры Владимира Петровичева стали символами Петербурга
Кошка Василиса на Малой Садовой, зайчик в Неве у Петропавловской крепости, бегемотиха во дворе филфака Петербургского университета... Эти маленькие скульптуры, установленные в первое десятилетие нового века, прижились в Петербурге и стали его своеобразными символами. Но, как это часто бывает, не каждый назовет имя их автора.
ФОТО Марии ШЕРИХ
А создал их петербургский скульптор-анималист Владимир Петровичев.
Малая Садовая действительно маленькая, но весьма оживленная улица. Здесь много кафе, забавных скульптур, а машин нет совсем – пешеходная зона.
На боковом фасаде дома, выходящего на Малую Садовую, притулился кот Елисей. Он появился там 25 января 2000 года, так что ему исполнилось 20 лет. Крошечный, высотой всего-то 33 см, кот, взирающий с высоты на толпу, стал за эти годы прямо-таки знаменитым.
Кошка Василиса, стоящая напротив, на доме № 3, появилась там 1 апреля 2000 года, чтобы Елисей не скучал в одиночестве.
«Поначалу мы хотели сделать так, будто кошка подкрадывается к Елисею, сидящему на карнизе у окна, – вспоминает Петровичев. – А окно это не просто окно, оно в комнате, которую занимает администрация Елисеевского магазина. Вот бахает пушка в Петропавловской крепости, возвещая полдень, окно открывается, оттуда высовывается заботливая рука и выставляет блюдечко с молоком или миску с сосисками. А внизу, под парочкой котов, гуляют влюбленные».
Но все получилось по-другому. В то время Елисеевский стоял в строительных лесах, шла реставрация магазина. И кошку решили временно разместить на противоположной стороне. Поставили в уголочек. Реставрация завершилась, магазин открыли, в витринах разместили кукол работы Михаила Шемякина. А кошку оставили там, где она и стоит.
Многие петербуржцы считают Василису памятником блокадным кошкам. Когда в Ленинграде начался голод, кошки исчезли. Город атаковали крысы. В апреле 1943 года по особому распоряжению Ленсовета в город доставили из Ярославской области четыре вагона дымчатых кошек (именно такие считаются лучшими крысоловами). Еще один кошачий десант прибыл из Сибири. Этих котов отправили на борьбу с грызунами в Эрмитаж и другие музеи.
Двор филологического факультета Петербургского университета (Университетская набережная, дом 11) – примечательное место. Здесь за последние годы появился целый парк современной скульптуры.
Одна из главных достопримечательностей – бегемотиха Тоня, выполненная уже хорошо знакомым нам Владимиром Петровичевым. Бронзовый бегемотик размером 35 см в длину и 20 в ширину появился там 14 октября 2005 года. Студенты почему-то решили, что это бегемот-девочка и вскоре назвали ее Тоней. Бегемотихе приписывают магические способности помогать влюбленным. Университетский фольклор гласит, что благодаря Тоне было сыграно много свадеб. Приблизить свадьбу совсем несложно: девушкам нужно подержаться за правое ухо Тони, а юношам, желающим жениться, за левое. Говорят, дело сладится. Судя по тому, что уши бегемотихи горят золотом, многие верят.
Знаменитый заяц работы Петровичева, что стоит над водой Кронверкского пролива близ Иоанновского моста Петропавловской крепости, появился там 7 мая 2003 года. В память о городской легенде, согласно которой зайчишка, спасаясь от наводнения, прыгнул прямо в сапог основателю Петербурга императору Петру Первому. На сваю, на которой стоит храбрый зайчишка, туристы бросают монетки, чтобы вернуться в Петербург еще раз.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 170 (6768) от 22.09.2020 под заголовком «Городской бестиарий».
Комментарии