Электрическая красота. Чем интересны репертуарные спектакли театров?

Нынешняя ситуация, когда из-за карантина культура ушла в онлайн, заставила театры искать новые пути к зрителю. Многие ограничились трансляциями своих архивных и репертуарных спектаклей. На театралов обрушился бурный информационный поток.

Электрическая красота. Чем интересны репертуарные спектакли театров? | ИллюстрацияТеатрFer-Gregory_shuttshutterstock.com

ИллюстрацияТеатрFer-Gregory_shuttshutterstock.com

Можно было, не вставая с дивана, смотреть лучшие спектакли со всего мира. Даже те, которые были когда-то сенсациями, но уже сошли со сцены.

Когда бы я смогла увидеть «Анну Каренину» Ратманского с Ульяной Лопаткиной в заглавной роли? Ведь балерина уже попрощалась со сценой Мариинского театра. Или «Травиату» Роберта Уилсона - Теодора Курентзиса, поставленную известным режиссером на сцене Пермского театра оперы и балета с невероятной Надеждой Павловой в заглавной партии? А тут, как по заказу, Мариинский театр показал «Травиату» Клаудии Шолти с Ольгой Перетятько - спектакль яркий и красивый, похожий чем-то на Цирк дю Солей.

Бывало так, что я смотрела трансляции спектаклей, которые видела когда-то вживую. Возникала некая двойная оптика, которая делала образ постановки более объемным, живым. Позволяла увидеть детали, которые не заметила когда-то в зале. В театре ведь как - бывают места не слишком удачные. Или пусть даже отличные, но сядет перед тобой высокий молодой человек, и будешь видеть только половину сцены, а другую - лишь вытянув шею.

Так что я словно новыми глазами увидела и «Грозу» Андрея Могучего, и «Мадам Бовари» Андрия Жолдака с искрящейся энергией Еленой Калининой в главной роли. Смогла наконец рассмотреть в деталях платья Эммы, «сложносочиненные» модельером Татьяной Парфеновой.

Но трансляциями театр не ограничился. На наших глазах происходит рождение другого театра - виртуального, цифрового. С иным пластическим языком, другими механизмами воздействия на зрителя. Он может иметь форму компьютерной игры. Или Zoom-конференции. Или реалити-шоу, в котором зритель может быть не только наблюдателем, но и участником.

Символическим переходом между театром традиционным и театром онлайн стала премьера спектакля Теодороса Терзопулоса «Маузер» на сцене Александринского театра, о которой наша газета уже писала. Когда спектакль был готов, Минкульт принял указ о закрытии театров и музеев. Руководство театра решило не откладывать премьеру на неопределенный срок. Она прошла в пустом зале в прямом эфире. Я смотрела спектакль на смартфоне, поскольку не смогла подключиться к нужной платформе. И все равно это было красиво, очень печально. Почти как пасхальная служба Папы Римского в Ватикане - на пустой площади перед собором Сан-Пьетро. Думаю, «Маузер» войдет в историю театра, как и сыгранный тоже в минуты роковые, в день Февральской революции, «Маскарад» Мейерхольда.

О том, что эта новая, цифровая, ветвь театра будет развиваться, говорил недавно художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, представляя рожденный карантином проект «Другая сцена» и первую премьеру - перформанс по произведению Бориса Акунина «Драма на шоссэ». В перформансе сочетались картинка со сцены Александринского театра, где актеры разыгрывали судебное разбирательство, и формат Zoom-конференции, в котором общались «присяжные».

Поклонники летнего фестиваля «Точка доступа» знают, что он проходит вне стен театральных залов. Это театр, который выходит в гущу народа, на вокзал, базар, в метро, торговый центр. Помнится, однажды зрителей пригласили на спектакль в дамском туалете пятизвездного отеля. Там давали оперу.

Нынешняя ситуация с пандемией заставила фестиваль ограничиться виртуальным пространством. И оказалось, что эта новая для театра территория безгранична и полна возможностей.

Киберспектакль «Брак», прошедший на днях, поставил Семен Александровский по пьесе молодого драматурга Аси Волошиной, написанной специально для «Точки доступа».

О чем он? О любви без прикосновений, любви почти идеальной, Афродите Уранос, которая противостоит Афродите Пандемос (то есть любовь небесная - любви земной). О травме, нанесенной пандемией, которая не изжита даже 15 лет спустя. Об «электрической красоте» - красоте виртуального образа, подменяющего собой реального человека из плоти и крови. О «дивном новом мире», в котором необязательно вообще выходить из дома, где можно работать, развлекаться и даже любить онлайн.

Вместо сцены - платформа Zoom, позволяющая проводить видеоконференции. На мониторе мы видим два окна. В одном - Нора (Алена Старостина), в другом - Миша (Иван Николаев). На дворе - 2035 год. А познакомились они, как это становится ясно из диалогов, весной 2020-го, когда мы спасали мир от пандемии. Кстати, познакомились в Интернете, соединяющем одинокие сердца. В 2035 году известные платформы уже устарели. Но они специально выбрали их - как напоминание о юности и о любви, родившейся тревожной весной 2020-го.

Тут следует сказать, что за 15 лет мир, победивший пандемию, очень изменился. Он разделился на две части - нижний, где еще живут по старым законам, где есть и грязь, и плоть, и физическая любовь. И верхний - более привилегированный, где жизнь стала безопасной и стерильной потому, что полностью перешла в виртуальное измерение. Физические контакты под запретом. Потому что они смертельно опасны. Удовольствие получают с помощью электрических сигналов, поступающих прямо в мозг. Дети зачинаются в пробирке.

Но вот незадача - Нора поддалась древним инстинктам и обманом склонила Мишу к «старому сексу». Это и стало причиной раздора, а потом и расставания. В конце спектакля Нора первая исчезает с экрана, гаснет ее «электрическая красота», обрывается тонкая нить, по которой текли флюиды, эмоции, чувства.

Вопрос, который ставят драматург и режиссер, рожден новой реальностью, «коронавирусной эпохой». Готово ли человечество, вдруг остро осознавшее свою хрупкость и смертность, пожертвовать многими радостями жизни ради безопасности жизни? Что лучше - жить по старинке, чувствовать, прикасаться, обнимать, зная, что рискуешь? Или избегать опасностей, живя, как чеховский «человек в футляре»: изоляция, одиночество? Пока у меня лично нет ответа.

#театр #спектакль #репертуар

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 108 (6706) от 25.06.2020 под заголовком «Электрическая красота».


Комментарии