Эксперты подвели итоги второго конкурса проекта «Современное наследие России»

Эксперты проекта «Современное наследие России» подвели итоги второго конкурса мастеров декоративно-прикладного искусства и фотографии.

Эксперты подвели итоги второго конкурса проекта «Современное наследие России»  | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

Проект объединил отечественных мастеров ДПИ в надежде создать живую среду «для развития творческого потенциала». Работы членов гильдий проекта представляют на выставках в музеях Петербурга и других городов, для художников проводят образовательную прог­рамму.

Принять участие во всероссийском конкурсе пожелали мастера из разных регионов. «География у нас совершенно фантастическая, — рассказывает председатель оргкомитета конкурса Елена Цветкова. — Нам прислали вещи из Комсомольска-на-Амуре, Калуги, Мурманска, Архангельска,  Владимира, Екатеринбурга, Перми, совсем маленьких деревень… И не только российских. Есть работы из Франции, Испании, Германии, Италии».

Столь же широк диапазон жанров и видов. На выставке, которую организаторы развернули в фойе ТЮЗа, можно было увидеть живопись, графику, керамику, модный костюм, кукол, ювелирные украшения, предметы интерьера… Все это разнообразие было вписано в другую экспозицию, посвященную 100‑летию ТЮЗа. Оттого осмотр произведений, вышедших в финал, превращался в своего рода квест — найди работы конкурсантов! В качестве подсказки можно было использовать тему, которую задали участникам. Она звучала так: «Путешествия как инструмент развития цивилизаций».

Впрочем, художники (как и следовало ожидать) подошли к вопросу творчески. Помимо самых очевидных путешествий (по воде, земле и небу), они осмыслили и отразили в своих работах путешествия во времени, в сказку, в мир театра… Кому‑то пригрезились города будущего, старые карты и остров сокровищ. На выставке можно было отыскать и виды Петербурга, и тихие деревенские пейзажи, и фантазии на тему экзотических стран… Надо полагать, экспертам, выбиравшим победителей, пришлось нелегко, хотя в жюри пригласили специалистов высокого уровня. В том числе заместителя директора Эрмитажа Георгия Вилинбахова, директора музея-заповедника «Павловск» Веру Дементьеву, эксперта русского отдела аукциона «Кристи» Валентина Скурлова, директора екатеринбургского Музея истории камнерезного и ювелирного искусства Юлию Ильину и других.

Судили строго, поэтому «Гран-при» вручался не во всех номинациях. И даже первое и второе ­места в некоторых случаях остались свободными. Тем не менее никто из финалистов не ушел обиженным. Все они, по условиям конкурса, были приняты в Гильдии мастеров проекта «Современное наследие России», а значит, получили возможность показать свои работы на выставках.

«По итогам первого конкурса мы сделали две выставки в ­Павловске и две в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге. Работы наших художников участвовали в ювелирной выставке «Связь времен», в Государственном историческом музее, — рассказывает Елена Цветкова. — В этом году запланированы еще четыре экспозиции в Екатеринбурге и как минимум две в Павловске. Сейчас мы обсуждаем возможные выставочные проекты с «Петергофом». И уже несколько музеев Китая выразили желание видеть на своих площадках работы наших победителей».

Среди вещей, отмеченных главным призом, — композиция «Покорение Севера» Ольги Андриевской. Это лампа с необычной подставкой (как бы часть земного шара) и зеркало в керамической раме, на которой изображены самолет и ледокол и даже белые медведи. А также графическая работа Светланы Головач «Крыши» и живописная Татьяны Спириной «Монах».

Но самый большой интерес экспертов вызвали изделия, выполненные в редких исчезающих техниках. Так, один из «Гран-при» присудили зеркалу (работа семьи Соколовых), рама которого оформлена в технике «сибаяма» (инкрустирована слоновой костью и перламутром). Другой — тканевой ширме (автор Мария Короленко), расписанной клеевыми красками (пигментами служат мелко растертые полудрагоценные камни, а связующим — клей на основе кроличьего жира). Это очень дорогая и сложная технология, которой в современном мире чаще пользуются реставраторы, чем художники.

В качестве завершающего аккорда одна из участниц сделала подарок ТЮЗу, на территории которого прошли и выставка работ финалистов, и лекционная прог­рамма, организованная для них. Елизавета Стрельникова (внучка Николая Стрельникова, служившего в ТЮЗе дирижером с 1922-го по 1939 год) преподнесла театру керамическую фигуру мальчика-индейца, которую теперь можно увидеть в фойе.

Церемония награждения еще не проведена, но организаторы уже строят планы на будущее. Елена Цветкова обещает, что скоро на сайте проекта «Современное наследие России» появится тема следующего конкурса, и новые участники смогут заявить о себе и своих умениях.


#конкурс #проект #итоги

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 19 (7348) от 02.02.2023 под заголовком «Путешествие к островам сокровищ».


Комментарии