Единственный в своем роде. Бункер адмирала Трибуца станет музеем

Выставка в Государственном музее обороны, посвященная морякам-балтийцам, защищавшим Ленинград, — своего рода репетиция той экспозиции, которая будет создана в бункере Трибуца на Аптекарском острове. Там в годы блокады располагался флагманский командный пункт Балтфлота.

Единственный в своем роде. Бункер адмирала Трибуца станет музеем | На выставке представлен примерный облик флагманского командного пункта в бункере Трибуца./ФОТО автора

На выставке представлен примерный облик флагманского командного пункта в бункере Трибуца./ФОТО автора

Ныне это сооружение находится в оперативном управлении нашего музея, сейчас уже идут проектные работы по восстановлению внут­реннего пространства бункера, — говорит создатель выставки Виталий Бондарь. — Честь и хвала энтузиастам, которые изучили его историю, собственными силами спасли бункер от разорения, очистили от мусора и сделали первые шаги по его консервации. Хотелось бы вспомнить о ныне покойном Сергее Малахове — замечательном историке фортификации, который первым приоткрыл завесу забвения над этим уникальным объектом.

Бункер командующего флотом адмирала Владимира Трибуца — единственный в своем роде. По словам Бондаря, фактически он представляет собой «металлическую шкатулку». Так как бетон и цемент в блокадном Ленинграде были в дефиците, бункер собрали из бронированных плит, привезенных с Ржевского артиллерийского полигона. Они еще с дореволюционных времен использовались для испытания снарядов, и на многих из них видны следы от попаданий. Так что эти стены в каком‑то смысле еще и памятник военного искусства первой половины ХХ века… А под броней положили мешки с хлопком, чтобы обеспечить максимальную шумо­изоляцию внутренних помещений. Все работы провели очень быстро, всего за два месяца.

Бункер был настолько надежным, что гарантированно выдержал бы прямое попадание 250‑килограммовой бомбы. Правда, бомбежки и обстрелы этот район не затронули: рядом не было стратегических объектов, которые могли бы стать для врага мишенями, а немецкая разведка не сумела достоверно вскрыть точное расположение бункера КБФ.

Командный пункт был возведен настолько основательно, что за прошедшие 80 лет в нем оказалась не нарушена гидро­изоляция: он совершенно сухой, — рассказал Бондарь. — Мы предполагаем восстановить внутреннее пространство бункера таким, каким оно было в июле 1942 года, когда он был сдан в эксплуатацию. Сейчас там все сильно перестроено: службы гражданской обороны, оборудуя бомбоубежище, возвели дополнительные перегородки. Мы их уберем, но помещения все равно маленькие, поэтому посещения будут только по сеансам в составе небольших — 10 – 12 человек — экскурсионных групп.

Экспозиция будет разделена на несколько частей: в помещении, где‑то когда‑то размещался оперативный дежурный штаба КБФ, пойдет рассказ об истории создания объекта. Здесь будет представлен его полномасштабный макет, поскольку собственно бункер был лишь малой частью командного пункта.

70‑метровый подземный ход, сохранившийся до сих пор (он заложен кирпичной стеной), вел из бункера в подвалы расположенного рядом Преображенского собора, где находились радио­узел, шифровальная часть и другие службы штаба КБФ. Храм еще в 1930‑х годах приспособили для нужд ЛЭТИ, в нем устроили гидролабораторию, конструкции подвала еще тогда были серьезно усилены. От церкви 300‑метровый коридор тянулся под один из корпусов ЛЭТИ, где располагались рабочие помещения флагманских специалистов флота и кабинеты командования.

Частично наполнение будущего музея у нас есть, мы представили его на выставке, сейчас продолжаем подбирать экспонаты. Хотим рассказать о том, чем занимался Балтийский флот в 1942 – 1944 годах, когда боевое управление им шло именно с этого командного пункта, — поясняет Виталий Бондарь.

Речь о контрбатарейной борьбе, поддержке сухопутных коммуникаций Ленинградского фронта и действий Ладожской военной флотилии, десантах, попытках прорыва подводными лодками минной блокады, участии флота в операции «Искра» и в полном освобождении города от блокады. Артиллерия флота действительно очень серьезно влияла на обстановку под Ленинградом, поскольку пушек такого калибра в сухопутных войсках не было. Обо всем этом рассказывается и на нынешней выставке в Музее обороны.

Экспонат, который на ней показан впервые, — вахтенный журнал объявления воздушных тревог в Ленинграде. Этот документ вел на узле связи тыла КБФ радиомеханик старшина 2‑й статьи Александр Попов. Журнал начат 22 июня 1941 года и закончен 3 апреля 1944 года. Впоследствии этот документ хранился в домашнем архиве, несколько лет назад потомки моряка передали его в Музей обороны.


#музей #выставка #экспозиция

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 150 (7233) от 16.08.2022 под заголовком ««Репетиция» бункера Трибуца».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?