Джаз, многоликий и многослойный. «Бродский DRIVE» прошел онлайн

С 17 по 19 июля в Шереметевском саду Фонтанного дома прошел VI международный джазовый фестиваль «Бродский DRIVE». На этот раз – в формате онлайн, несмотря на первоначальные планы пригласить зрителей.

Джаз, многоликий  и многослойный. «Бродский DRIVE» прошел онлайн | Фото: pixabay

Фото: pixabay

Об изменении формата организаторы узнали в день открытия фестиваля. Эпидемиологическая ситуация внесла свои коррективы неожиданно, но джаз в Шереметевском саду все же зазвучал. Хотя вживую его смогли услышать только журналисты и сами участники, отменять ничего не стали.

«Я думаю, даже если бы мы заранее знали о том, что придется играть без зрителей, все равно бы сделали этот фестиваль, – говорит джазовый продюсер Яна Кобзева. – Не хотим прерывать традицию. Конечно, все это непривычно. Музыкантам пришлось перестраиваться, зрителям тоже. Это совершенно другой формат, другое взаимодействие. Тем не менее мы привыкаем».

Публика могла увидеть и услышать «Бродский DRIVE» на сайте Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме и сайте телеканала «Санкт-Петербург». Концерты фестиваля транслировали городской информационный портал правительства Санкт-Петербурга spbdnevnik.ru и портал «Культура РФ». К слову, запись сохранена, ею можно насладиться в любое удобное время.

В этом году из-за пандемии основной акцент был сделан на петербургских исполнителей (тогда как прежде организаторы старались пригласить побольше зарубежных гостей). Это позволило еще раз напомнить – в Северной столице есть свои яркие фигуры. Например, тромбонист и композитор Антон Боярских. 18 июля на дневном концерте он представил два проекта: Dizzy Dutch Duck и Dizzy Big Band (малый и большой состав джазового оркестра). В их исполнении прозвучали композиции самого Антона, старинная негритянская песня протеста, а также аранжировка прелюдии Клода Дебюсси «Следы на снегу». И хотя никакого снега не бы ло, с неба светило летнее солнце, а деревья в саду шелестели сочной зеленой листвой, все сложилось в единый образ, гармонию музыки и ветра.

«Современный джаз – многоликий и многослойный, сложный и простой, холодный и горячий, он заставляет тебя думать, жить, не позволяет тебе закиснуть, дает импульс к развитию, – объясняет Яна Кобзева. – Поэтому наша публика – думающие люди, которые хотят этого развития». Не случайно каждый год на площадке фестиваля случаются открытия и эксперименты. Такие как выступление мэтров российского джаза, художественного руководителя фестиваля композитора Андрея Кондакова и контрабасиста Владимира Волкова, всемирно известного музыканта-мультиинструменталиста Аркадия Шилклопера и солистки Пермского оперного театра приглашенной вокалистки Большого театра Дарьи Телятниковой. Андрей Кондаков поведал всем присутствующим по секрету, что идея совместного исполнения нескольких композиций родилась накануне вечером.

Но программа фестиваля строилась в соответствии с традициями, одна из которых – поэтические включения. В день открытия был представлен проект «Бродский Ad Libitum». Его автор Ирина Чижик рассказала о музыкальных пристрастиях поэта вместе с музыкантами ансамбля Cool Train Project.

Фестиваль не случайно носит имя Иосифа Бродского. Во-первых, поэт был неравнодушен к джазу. Во-вторых, является одним из создателей знаменитого ресторана «Русский самовар» в Нью-Йорке (где не только предлагают гостям блюда русской кухни, но и организуют поэтические вечера и джазовые концерты). Наконец, считается, что именно Бродский придумал термин «драйв» (от английского to drive – «водить автомобиль», «заводить» людей»). Драйв – это то, что ты можешь почувствовать, но вряд ли сумеешь описать словами. Драйв – основной ингредиент каждого из концертов фестиваля, который проводится при активной поддержке Музея Анны Ахматовой в Фонтанном доме (где, как известно, существует экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского»).

По большей части «Бродский DRIVE» ориентирован на современный джаз. Однако каждый год поучаствовать в нем обязательно приглашают и представителей джаза традиционного («Иначе можно совсем улететь, оторваться от корней», – поясняет Яна Кобзева). В этом году за традиции отвечал один из старейших ансамблей нашего города Easy Winners Андрея Воеводского, известный пристрастием к необычным музыкальным инструментам (вместо барабанов – стиральная доска, вместо контрабаса – духовой басовый инструмент по имени сюзафон).

С пандемией не поспоришь – фестиваль, который обычно растягивается на полтора месяца, сжался этим летом до трех дней. Все концерты получились яркими. В одном из них принял участие Аркадий Шилклопер – волшебник от джаза, композитор и аранжировщик, владеющий валторной, флюгельгорном, и не только, прославившийся исполнением музыки на альпийском роге (трехметровом инструменте, требующем от исполнителя особого мастерства). Вместе с Андреем Кондаковым (синтезатор), Владимиром Волковым, Александром Боженко (барабаны) он представил программу INTRADA. В нее вошло много новых композиций, созданию которых, по словам Андрея Кондакова, «способствовали пандемия и карантин – благодаря им мы смогли заняться домашним творчеством». И это хорошая новость. Раз даже такое тяжелое испытание обернулось для музыкантов творческим взлетом – значит и жизнь, и джаз продолжаются

#джаз #музыка #фестиваль

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 125 (6723) от 21.07.2020 под заголовком «Джаз, многоликий и многослойный».


Комментарии