Двое: театр и кино. По рассказам Куприна и Бунина сняли фильмы-спектакли

Театр им. Ленсовета начал показы в рамках литературно-драматического видеопроекта «Он. Она...».

Двое: театр и кино. По рассказам Куприна и Бунина сняли фильмы-спектакли | Фильм-спектакль «Мадрид» / Фото Юлии Смелкиной / Предоставлено театром им. Ленсовета

Фильм-спектакль «Мадрид» / Фото Юлии Смелкиной / Предоставлено театром им. Ленсовета

Кажется, Всеволод Мейерхольд говорил, что театр – это мастерство актера и композиционное мастерство режиссера. Очевидно, что это определение совершенно точно подходит и для кино. Посмотрели мы фильм или спектакль, на нас в первую очередь воздействует именно энергетика артиста и та логика в последовательности сцен, что в итоге и рождает перед глазами зрителя единую историю, единую картину. В этом плане режиссер должен быть художником в самом прямом смысле этого слова.

Видеопроект Театра им. Ленсовета «Он. Она...» – это работа на грани театра и кино. На Малой сцене снимаются короткие фильмы-спектакли по рассказам Александра Куприна и Ивана Бунина. Это не видеоспектакли в классическом понимании этого слова, а именно фильмы, правда, созданные в камерном замкнутом пространстве и имеющие довольно короткий хронометраж (около двадцати минут). Как признаются в самом театре, этот проект во многом вынужденный – во время простоя творческому коллективу пришлось думать, как и чем можно занять труппу и удивить зрителя. Но от этого проект не становится менее интересным – для многих актеров и людей театра это совершенно новый опыт.


Фильм-спектакль «Ночлег» / Фото Михаила Павловского / Предоставлено театром им. Ленсовета

Автором проекта выступила Лариса Луппиан, реализовать его она предложила двум режиссерам – Сергею Исаеву и Евгении Богинской, два года назад участвовавшей в режиссерской лаборатории Юрия Бутусова и получившей после этого право постановки на сцене театра спектакля по пьесе Аси Волошиной «Тело Гектора». Сам выбор режиссеров предполагает два разных взгляда на отражение жизни – мужской и женский. Название «Он. Она...» – отсылка к характеристике рассказов Бунина из статьи критика Дианы Мышаловой «Реалист ли Бунин? О поэтике цикла «Темные аллеи»». Рассказов, где просто встречаются «Он и Она – по сути, вне времени, вне пространства». Действительно, так трепетно, глубоко и красиво, как писал о любви Бунин, до него в нашей литературе не писал, пожалуй, никто.

Впрочем, Сергей Исаев признается, что ему ближе творчество Куприна. Свое сотрудничество с Театром им. Ленсовета этот режиссер начал совсем недавно: он поставил вечер, посвященный творчеству Салтыкова-Щедрина, который в прошлом сезоне завершил другой проект театра – «Связь времен». В нем актеры труппы разных поколений в форме читки представляли зрителям произведения классиков отечественной литературы. К слову, один из таких вечеров должен был быть посвящен Бунину, но из-за внезапного закрытия сезона он так и не состоялся. В какой-то мере видеопроект «Он. Она...» можно назвать продолжением «Связи времен», только в необычном в связи со сложившейся ситуацией формате.

Именно Сергею Исаеву доверили представить премьерный фильм нового проекта – видеоверсию раннего рассказа Куприна «Ночлег». Оператором фильма выступил Михаил Павловский. Написанная в 1895 году, очень простая и жестокая история рассказывает о молодом поручике пехотного полка Авилове, который однажды беспечно и бездумно сломал жизнь двух других людей. И поставлен, и снят этот фильм-спектакль так же просто. Темное пространство сцены занимают три актера: Лидия Шевченко, Иван Батарев, Всеволод Цурило. Из звуков – только их голоса, свист ивового хлыста и розг, грустная народная песня «Что ты, Ваня, за купец». Точно выстроенный свет в каждом кадре и минимум реквизита: железная кровать, три стула и черная стена, на которой, как на грифельной доске, герой пишет мелом. Сам фильм и получился словно рисунок на грифельной доске – очень точный, четкий, лаконичный.

Вслед за Сергеем Исаевым фильм по рассказу Бунина «Мадрид» выпустили режиссер Евгения Богинская и оператор Владислав Амелин. И эта работа совершенно иная – тонкая, проникновенная и эмоциональная. Это как раз тот самый случай, когда совпало все: и актеры, и логика повествования, и визуальная красота сцен-эпизодов. Малую сцену то освещает желтый фонарь, то заметает серебристый снег. Свою роль в этом темном пространстве играет свет – он льется через окно в комнату, где только двое – он и она, так внезапно нашедшие друг друга. Мужскую роль исполняет Олег Федоров – безусловно, один из лучших актеров этого поколения труппы. Оттого в «Мадриде» скорее поражает игра совсем молодой актрисы Виктории Волоховой, только в прошлом сезоне пришедшей в театр. Созданный ей образ получился удивительно чистым, нежным, по-детски трогательным. Во многом именно он рождает настроение всего фильма – снежное, светлое, наполненное болью и надеждой.


Фильм-спектакль «Мадрид» / Фото Юлии Смелкиной / Предоставлено театром им. Ленсовета

Обе работы уже доступны для просмотра в социальных сетях театра. Возможно, после открытия нового сезона отснятые серии проекта получится «перенести» из видеоформата непосредственно на сцену. Судя по первым двум работам, проект может получится интересным. А пока театр планирует выпускать по одному фильму каждую субботу, и так до конца сентября. Планируется, что в проекте «Он. Она...» примут участие Анна Ковальчук, Александр Новиков, Сергей Перегудов, Кирилл Нагиев, Ася Прохорова, Римма Саркисян, Александр Крымов, Марк Овчинников, Диана Милютина.

Следующий показ в рамках проекта «Он. Она...» состоится 22 августа: в 20.00 на YouTube-канале и в 21.00 в официальных сообществах театра в Facebook и VK можно будет увидеть новую работу Сергея Исаева по рассказу Куприна «Корь» с участием Олега Андреева, Федора Пшеничного и Дарьи Циберкиной.

#театры Петербурга #Театр Ленсовета #фильм #спектакль #литература

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?