Двадцать лет навсегда. Памяти Марлена Хуциева

Ушел из жизни кинорежиссер Марлен Хуциев.

Двадцать лет навсегда. Памяти Марлена Хуциева | ФОТО Дмитрия СЕРЕБРЯКОВА/ТАСС

ФОТО Дмитрия СЕРЕБРЯКОВА/ТАСС

Снял он за свою долгую жизнь не так много фильмов, но зато каких! «Весна на Заречной улице», «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), «Был месяц май» - умные, тонкие, нежные, честные. Все они составляют славу отечественного кинематографа. Эти фильмы - символ той короткой, но яркой и романтической эпохи, которая вошла в историю под названием «оттепель».

На войну Марлена Хуциева не взяли - сильная близорукость, астма. Но война присутствует во многих его фильмах. Даже если действие происходит в счастливое послевоенное время - она словно все еще отбрасывает свою зловещую тень на сияющую мирную жизнь, подмешивает к радости и надеждам ощущение тревоги. В картине «Мне двадцать лет» герою является его погибший на войне отец. Он просит у него совета: как жить? «Тебе 23 года, а мне 21, — отвечает отец. - Как я могу тебе советовать?»

В какой-то мере эта сцена, вызвавшая гнев партийного начальства, - дань памяти режиссера своему собственному отцу, который и до войны не дожил, был расстрелян в 1937-м.

Марлен Хуциев начал снимать на рубеже 1950 - 1960-х, когда искусство свернуло с магистрального пути строительства коммунизма, отошло от глобальных тем и повернулось лицом к тематике более камерной, личной, даже интимной, к тому, что волновало обычных людей.

«Весна на Заречной улице», снятая Хуциевым совместно с Феликсом Миронером в 1956 году, - о любви парня с рабочей окраины к учительнице вечерней школы. Самое важное в фильме - радость, надежды. Люди словно выдохнули после тяжелейшей войны: «Ах!». Кончилось несчастье, теперь будем жить.

Но такой ли уж теплой была эпоха «оттепели»? Снимать фильм «Мне двадцать лет» («Застава Ильича»), сценарий к которому он написал совместно с Геннадием Шпаликовым, Марлен Хуциев начал в 1959 году. А на экраны картина вышла только в 1965-м и в сокращенном виде. Вмешивались партийные кураторы, съемки были приостановлены, потребовали внести изменения. В это нелегкое для режиссера время его поддержал Федерико Феллини. В Москве в 1963 году проходил кинофестиваль, куда приехал итальянский режиссер со своим фильмом. И он попросил организаторов познакомить его с Марленом Хуциевым. Оба сразу почувствовали душевное родство.

Марлен Хуциев рассказывал потом о Феллини, как о человеке тихом, мягком, удивительно теплом в общении. Вспоминал, как тот, улетая из Москвы в Рим, обернулся у трапа и помахал ему рукой: «Чао, Марлени!».

Марлен Хуциев, хоть ему и досталось от советской цензуры, никогда сильно не ругал то время. Даже говорил, что нынешняя зависимость кино от воли продюсера, человека, который дает деньги и считает возможным диктовать режиссеру, как и что снимать, гораздо хуже.

В последние годы он работал над фильмом «Невечерняя». В основе сценария - встречи Толстого и Чехова. Работа постоянно прерывалась - и из-за проблем с финансированием, и по причине плохого самочувствия режиссера: годы все же брали свое.

Хотя Марлен Хуциев, как стойкий оловянный солдатик, держал спину прямо до последнего. С удовольствием ездил на фестивали, когда его приглашали, выступал перед публикой.

Помню встречу с ним на II Санкт-Петербургском кинофоруме. Я тогда задала ему вопрос: «Если бы была возможность вернуться в прошлое и начать жизнь заново, выбрали ли бы вы снова профессию режиссера?».

Он ответил, что всегда любил кино, но режиссером быть не собирался. Хотел поступить в Академию художеств, но провалил экзамен. И тогда мама устроила его работать на киностудию. Там он «заболел» кино.

- Так что, думаю, я бы снова стал режиссером, потому что эта профессия подарила мне множество встреч с очень хорошими и талантливыми людьми, - сказал тогда Марлен Хуциев.

#кино #режиссер #потеря #память

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 050 (6403) от 20.03.2019 под заголовком «Двадцать лет навсегда».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...