Два театра как автоколонна

В городе продолжают обсуждать ситуацию с двумя театрами – на Васильевском и на Литейном. Сначала в ТАСС, где прошла пресс-конференция, затем в СТД.

Два театра как автоколонна | ФОТО Repina-Valeriya/shutterstock.com

ФОТО Repina-Valeriya/shutterstock.com

В последнее время в культурной жизни у нас часто случаются ситуации, когда разобраться, кто прав и что делать, почти невозможно. Взбудоражившая театральную общественность перспектива объединения театра на Васильевском и театра «На Литейном», тоже имеет «две правды». Много было написано о том, почему слияние двух непохожих творческих единиц недопустимо, и все попытки провести нечто подобное не давали положительного результата. Эти доводы возымели действие, и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко принял решение о сохранении театра «На Литейном» в качестве самостоятельного юридического лица.

Однако у инициаторов реформы на этот счет своя точка зрения, которая и была озвучена на пресс-конференции. Была заявлена тема «Театр «На Литейном». Перспективы развития». Но представители самого театра на встрече с журналистами, увы, не присутствовали, поэтому разговор получился односторонний.

Больше всего вопросов у журналистов было к руководителю Театра на Васильевском, назначенному исполняющим обязанности директора театра «На Литейном» Владимиру Словохотову. Это и понятно – именно против назначения Словохотова протестовали артисты коллектива «На Литейном». Однако было сказано, что Владимир Дмитриевич назначен на эту должность до тех пор, пока комитет по культуре не предложит своих кандидатов. А это займет примерно три месяца. Сам «кризисный управляющий» уверен, что ему удастся найти компромисс с труппой театра. По его словам, будет создана коллегия из ведущих актеров труппы, продолжатся репетиции, будут выпускаться спектакли. «Амбиций завоевателя у меня нет. Людей ввели в заблуждение, и я это заблуждение развею», – пообещал Владимир Дмитриевич.

На следующий после пресс-конференции день в Доме актера Санкт-Петербургское отделение СТД РФ совместно с Гильдией театральных режиссеров России провело «круглый стол» «Объединение театров: благо или беда?», собравший многих руководителей городских театров, режиссеров, актеров, членов Законодательного собрания и представителей прессы.

Главный режиссер Александринского театра Валерий Фокин напомнил собравшимся, что идея объединения коллективов (впервые опробованная в Тюмени, а потом во Пскове) на самом высоком уровне была объявлена экспериментальной, нуждающейся в осмыслении и необходимой корректировке. А благие экономические намерения в этой области изначально должны подтверждаться художественной целесообразностью. Фокин подчеркнул, что любая реорганизация творческих организмов возможна лишь тогда, когда существует внятная художественная стратегия. Потому что секвестрирование бюджета на культуру – это экономическая реальность, которая будет актуальна еще многие годы. И может оказаться решающим обстоятельством, приводящим к разрушению культурных институтов.

Максим Резник, председатель комиссии ЗакСа по образованию, культуре и науке, предложил идею широких общественных слушаний, где финансовые, кадровые, хозяйственные и творческие вопросы объединения культурных организаций решались бы открыто и гласно.

Представитель областного комитета по культуре Наталья Кононенко объяснила собравшимся, что театр «На Литейном» выполнял госзадание по выездам в область ненадлежащим образом, и особо обратила внимание на то, что в театре отсутствует соответствующая материально-техническая база. О чем тут речь, было ясно из предыдущих выступлений Владимира Словохотова перед труппой театра: все дело в автобусах. У Театра на Васильевском они есть, а у «Литейного» их нет (они арендуют). Станут ли объединенные автобусы панацеей от ненадлежащего исполнения культурных услуг, объявлено не было.

Не ответила чиновница, быстро покинувшая собрание, и на вопросы об отсутствии у театра «На Литейном» внятной репертуарной политики: для того чтобы вывозить «надлежащие» спектакли, их надо сначала поставить. Ничего не было сказано и о состоянии областных ДК, где «надлежащие» (в данном контексте – многонаселенные, не камерные спектакли) постановки попросту «не встают» на тесные, непригодные для этого сцены. Вместо этого была озвучена сумма оптимизации – 15 миллионов. Именно столько должно было правительство области сэкономить на культурной спецоперации.

Рассматривали ли экономисты иные – менее травматичные, более взвешенные – способы оптимизации бюджета, выяснить не удалось. Зато представители театра «На Литейном», вооружившись финансовой отчетностью, подтвердили, что госзадание театр выполняет (сыграли на выездах меньше, чем Театр на Васильевском, потому что и назначено им было меньше), на постановки тратит в среднем не больше Театра на Васильевском, а зарабатывает даже немножко больше.

Интересно, что эти финансовые «разночтения» не единственное досадное несовпадение в деле объединения двух театров. Известно, что областные культурные чиновники в разговоре с труппой театра представили ситуацию как решение вышестоящей инстанции, с которым спорить бесполезно. А сам губернатор Александр Дрозденко в интервью заявил, что несостоявшееся объединение – это, напротив, преждевременная инициатива чиновников.

Владимир Словохотов взял слово, чтобы горячо поблагодарить всех тех, кто поддержал его на новом посту (не назвав ни одного имени), и пообещал, что в руководство театра «На Литейном» придут некие люди, имен которых он тоже назвать не может. Тех же, кто не торопится поздравлять театр «На Литейном» с новым директором, Владимир Словохотов отрекомендовал «театральной шантрапой, желающей самовыражения», лишний раз напомнив участникам заседания о некоторых нюансах своего административного стиля.

Многие выступавшие подчеркивали возрастающую роль творческих союзов в сложившейся ситуации. Театральный цех должен иметь право голоса и должен быть услышан. В резолюцию, принятую участниками «круглого стола», был внесен пункт о необходимости общественных слушаний и независимых финансово-экономических экспертиз, предваряющих любые решения о слияниях театров.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (5466) от 27.05.2015.


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?