Главная городская газета

Два театра как автоколонна

  • 27.05.2015
  • Полина Виноградова, Лилия Шитенбург
  • Рубрика Культура
Каждый день
свежий pdf-номер газеты
в Вашей почте

Бесплатно
Свежие материалы Культура

«Петербург-2103» как мост в будущее

На выставке, открывшейся в ЦВЗ «Манеж», представленные проекты отвечали на один вопрос: куда движутся архитектура и градостроительная практика Петербурга?

Читать полностью

Дары географов: внутри коллекции РГО в Петербурге

Древние рукописи и русский лубок, одна из первых карт Петербурга, монгольские скульптуры и японские дагерротипы - все это можно увидеть в музее петербургского отделения Русского географического общества. Читать полностью

Застывший образ танца «обыкновенной богини» Улановой

В Петербурге открылась выставка, посвященная памяти Галины Улановой. На вернисаже представлены портреты не только выдающейся примы русского балета, но и других прославленных балерин. Читать полностью

Памяти Дмитрия Хворостовского посвящается

Петербург отдаст дань уважения таланту знаменитого российского баритона. Читать полностью

В Президентской библиотеке прозвучит нежная музыка сильного императора

В Колонном зале библиотеки 27 июня петербуржцы  познакомятся с культурной стороной эпохи российского императора Николая I. Читать полностью

Босиком по льду: «Ромео и Джульетта» - в Петербурге

Драматический спектакль Ильи Авербуха до конца июня приехал в Северную столицу. Детали масштабного ледового шоу - в нашем материале. Читать полностью
Два театра как автоколонна | ФОТО Repina-Valeriya/shutterstock.com

ФОТО Repina-Valeriya/shutterstock.com

В городе продолжают обсуждать ситуацию с двумя театрами – на Васильевском и на Литейном. Сначала в ТАСС, где прошла пресс-конференция, затем в СТД.

В последнее время в культурной жизни у нас часто случаются ситуации, когда разобраться, кто прав и что делать, почти невозможно. Взбудоражившая театральную общественность перспектива объединения театра на Васильевском и театра «На Литейном», тоже имеет «две правды». Много было написано о том, почему слияние двух непохожих творческих единиц недопустимо, и все попытки провести нечто подобное не давали положительного результата. Эти доводы возымели действие, и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко принял решение о сохранении театра «На Литейном» в качестве самостоятельного юридического лица.

Однако у инициаторов реформы на этот счет своя точка зрения, которая и была озвучена на пресс-конференции. Была заявлена тема «Театр «На Литейном». Перспективы развития». Но представители самого театра на встрече с журналистами, увы, не присутствовали, поэтому разговор получился односторонний.

Больше всего вопросов у журналистов было к руководителю Театра на Васильевском, назначенному исполняющим обязанности директора театра «На Литейном» Владимиру Словохотову. Это и понятно – именно против назначения Словохотова протестовали артисты коллектива «На Литейном». Однако было сказано, что Владимир Дмитриевич назначен на эту должность до тех пор, пока комитет по культуре не предложит своих кандидатов. А это займет примерно три месяца. Сам «кризисный управляющий» уверен, что ему удастся найти компромисс с труппой театра. По его словам, будет создана коллегия из ведущих актеров труппы, продолжатся репетиции, будут выпускаться спектакли. «Амбиций завоевателя у меня нет. Людей ввели в заблуждение, и я это заблуждение развею», – пообещал Владимир Дмитриевич.

На следующий после пресс-конференции день в Доме актера Санкт-Петербургское отделение СТД РФ совместно с Гильдией театральных режиссеров России провело «круглый стол» «Объединение театров: благо или беда?», собравший многих руководителей городских театров, режиссеров, актеров, членов Законодательного собрания и представителей прессы.

Главный режиссер Александринского театра Валерий Фокин напомнил собравшимся, что идея объединения коллективов (впервые опробованная в Тюмени, а потом во Пскове) на самом высоком уровне была объявлена экспериментальной, нуждающейся в осмыслении и необходимой корректировке. А благие экономические намерения в этой области изначально должны подтверждаться художественной целесообразностью. Фокин подчеркнул, что любая реорганизация творческих организмов возможна лишь тогда, когда существует внятная художественная стратегия. Потому что секвестрирование бюджета на культуру – это экономическая реальность, которая будет актуальна еще многие годы. И может оказаться решающим обстоятельством, приводящим к разрушению культурных институтов.

Максим Резник, председатель комиссии ЗакСа по образованию, культуре и науке, предложил идею широких общественных слушаний, где финансовые, кадровые, хозяйственные и творческие вопросы объединения культурных организаций решались бы открыто и гласно.

Представитель областного комитета по культуре Наталья Кононенко объяснила собравшимся, что театр «На Литейном» выполнял госзадание по выездам в область ненадлежащим образом, и особо обратила внимание на то, что в театре отсутствует соответствующая материально-техническая база. О чем тут речь, было ясно из предыдущих выступлений Владимира Словохотова перед труппой театра: все дело в автобусах. У Театра на Васильевском они есть, а у «Литейного» их нет (они арендуют). Станут ли объединенные автобусы панацеей от ненадлежащего исполнения культурных услуг, объявлено не было.

Не ответила чиновница, быстро покинувшая собрание, и на вопросы об отсутствии у театра «На Литейном» внятной репертуарной политики: для того чтобы вывозить «надлежащие» спектакли, их надо сначала поставить. Ничего не было сказано и о состоянии областных ДК, где «надлежащие» (в данном контексте – многонаселенные, не камерные спектакли) постановки попросту «не встают» на тесные, непригодные для этого сцены. Вместо этого была озвучена сумма оптимизации – 15 миллионов. Именно столько должно было правительство области сэкономить на культурной спецоперации.

Рассматривали ли экономисты иные – менее травматичные, более взвешенные – способы оптимизации бюджета, выяснить не удалось. Зато представители театра «На Литейном», вооружившись финансовой отчетностью, подтвердили, что госзадание театр выполняет (сыграли на выездах меньше, чем Театр на Васильевском, потому что и назначено им было меньше), на постановки тратит в среднем не больше Театра на Васильевском, а зарабатывает даже немножко больше.

Интересно, что эти финансовые «разночтения» не единственное досадное несовпадение в деле объединения двух театров. Известно, что областные культурные чиновники в разговоре с труппой театра представили ситуацию как решение вышестоящей инстанции, с которым спорить бесполезно. А сам губернатор Александр Дрозденко в интервью заявил, что несостоявшееся объединение – это, напротив, преждевременная инициатива чиновников.

Владимир Словохотов взял слово, чтобы горячо поблагодарить всех тех, кто поддержал его на новом посту (не назвав ни одного имени), и пообещал, что в руководство театра «На Литейном» придут некие люди, имен которых он тоже назвать не может. Тех же, кто не торопится поздравлять театр «На Литейном» с новым директором, Владимир Словохотов отрекомендовал «театральной шантрапой, желающей самовыражения», лишний раз напомнив участникам заседания о некоторых нюансах своего административного стиля.

Многие выступавшие подчеркивали возрастающую роль творческих союзов в сложившейся ситуации. Театральный цех должен иметь право голоса и должен быть услышан. В резолюцию, принятую участниками «круглого стола», был внесен пункт о необходимости общественных слушаний и независимых финансово-экономических экспертиз, предваряющих любые решения о слияниях театров.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в наших группах ВКонтакте и Facebook