Два театра как автоколонна

В городе продолжают обсуждать ситуацию с двумя театрами – на Васильевском и на Литейном. Сначала в ТАСС, где прошла пресс-конференция, затем в СТД.

Два театра как автоколонна | ФОТО Repina-Valeriya/shutterstock.com

ФОТО Repina-Valeriya/shutterstock.com

В последнее время в культурной жизни у нас часто случаются ситуации, когда разобраться, кто прав и что делать, почти невозможно. Взбудоражившая театральную общественность перспектива объединения театра на Васильевском и театра «На Литейном», тоже имеет «две правды». Много было написано о том, почему слияние двух непохожих творческих единиц недопустимо, и все попытки провести нечто подобное не давали положительного результата. Эти доводы возымели действие, и губернатор Ленобласти Александр Дрозденко принял решение о сохранении театра «На Литейном» в качестве самостоятельного юридического лица.

Однако у инициаторов реформы на этот счет своя точка зрения, которая и была озвучена на пресс-конференции. Была заявлена тема «Театр «На Литейном». Перспективы развития». Но представители самого театра на встрече с журналистами, увы, не присутствовали, поэтому разговор получился односторонний.

Больше всего вопросов у журналистов было к руководителю Театра на Васильевском, назначенному исполняющим обязанности директора театра «На Литейном» Владимиру Словохотову. Это и понятно – именно против назначения Словохотова протестовали артисты коллектива «На Литейном». Однако было сказано, что Владимир Дмитриевич назначен на эту должность до тех пор, пока комитет по культуре не предложит своих кандидатов. А это займет примерно три месяца. Сам «кризисный управляющий» уверен, что ему удастся найти компромисс с труппой театра. По его словам, будет создана коллегия из ведущих актеров труппы, продолжатся репетиции, будут выпускаться спектакли. «Амбиций завоевателя у меня нет. Людей ввели в заблуждение, и я это заблуждение развею», – пообещал Владимир Дмитриевич.

На следующий после пресс-конференции день в Доме актера Санкт-Петербургское отделение СТД РФ совместно с Гильдией театральных режиссеров России провело «круглый стол» «Объединение театров: благо или беда?», собравший многих руководителей городских театров, режиссеров, актеров, членов Законодательного собрания и представителей прессы.

Главный режиссер Александринского театра Валерий Фокин напомнил собравшимся, что идея объединения коллективов (впервые опробованная в Тюмени, а потом во Пскове) на самом высоком уровне была объявлена экспериментальной, нуждающейся в осмыслении и необходимой корректировке. А благие экономические намерения в этой области изначально должны подтверждаться художественной целесообразностью. Фокин подчеркнул, что любая реорганизация творческих организмов возможна лишь тогда, когда существует внятная художественная стратегия. Потому что секвестрирование бюджета на культуру – это экономическая реальность, которая будет актуальна еще многие годы. И может оказаться решающим обстоятельством, приводящим к разрушению культурных институтов.

Максим Резник, председатель комиссии ЗакСа по образованию, культуре и науке, предложил идею широких общественных слушаний, где финансовые, кадровые, хозяйственные и творческие вопросы объединения культурных организаций решались бы открыто и гласно.

Представитель областного комитета по культуре Наталья Кононенко объяснила собравшимся, что театр «На Литейном» выполнял госзадание по выездам в область ненадлежащим образом, и особо обратила внимание на то, что в театре отсутствует соответствующая материально-техническая база. О чем тут речь, было ясно из предыдущих выступлений Владимира Словохотова перед труппой театра: все дело в автобусах. У Театра на Васильевском они есть, а у «Литейного» их нет (они арендуют). Станут ли объединенные автобусы панацеей от ненадлежащего исполнения культурных услуг, объявлено не было.

Не ответила чиновница, быстро покинувшая собрание, и на вопросы об отсутствии у театра «На Литейном» внятной репертуарной политики: для того чтобы вывозить «надлежащие» спектакли, их надо сначала поставить. Ничего не было сказано и о состоянии областных ДК, где «надлежащие» (в данном контексте – многонаселенные, не камерные спектакли) постановки попросту «не встают» на тесные, непригодные для этого сцены. Вместо этого была озвучена сумма оптимизации – 15 миллионов. Именно столько должно было правительство области сэкономить на культурной спецоперации.

Рассматривали ли экономисты иные – менее травматичные, более взвешенные – способы оптимизации бюджета, выяснить не удалось. Зато представители театра «На Литейном», вооружившись финансовой отчетностью, подтвердили, что госзадание театр выполняет (сыграли на выездах меньше, чем Театр на Васильевском, потому что и назначено им было меньше), на постановки тратит в среднем не больше Театра на Васильевском, а зарабатывает даже немножко больше.

Интересно, что эти финансовые «разночтения» не единственное досадное несовпадение в деле объединения двух театров. Известно, что областные культурные чиновники в разговоре с труппой театра представили ситуацию как решение вышестоящей инстанции, с которым спорить бесполезно. А сам губернатор Александр Дрозденко в интервью заявил, что несостоявшееся объединение – это, напротив, преждевременная инициатива чиновников.

Владимир Словохотов взял слово, чтобы горячо поблагодарить всех тех, кто поддержал его на новом посту (не назвав ни одного имени), и пообещал, что в руководство театра «На Литейном» придут некие люди, имен которых он тоже назвать не может. Тех же, кто не торопится поздравлять театр «На Литейном» с новым директором, Владимир Словохотов отрекомендовал «театральной шантрапой, желающей самовыражения», лишний раз напомнив участникам заседания о некоторых нюансах своего административного стиля.

Многие выступавшие подчеркивали возрастающую роль творческих союзов в сложившейся ситуации. Театральный цех должен иметь право голоса и должен быть услышан. В резолюцию, принятую участниками «круглого стола», был внесен пункт о необходимости общественных слушаний и независимых финансово-экономических экспертиз, предваряющих любые решения о слияниях театров.



Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 093 (5466) от 27.05.2015.

Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Уроки танца не кончаются
13 Июня 2017

Уроки танца не кончаются

Состоялся 275-й выпуск Академии русского балета им. А. Я. Вагановой. По давней традиции, в июне выпускники демонстрируют свои таланты на сцене Мариинского театра в рамках фестиваля «Звезды белых ночей...

Гений места движет фестиваль
25 Мая 2017

Гений места движет фестиваль

XXV, международный фестиваль «Дворцы Санкт-Петербурга» откроется 31 мая в Эрмитажном театре концертным исполнением оперы «Сельская честь» Масканьи.

Великая Победа глазами потомков
19 Мая 2017

Великая Победа глазами потомков

В нарядном недавно отреставрированном Доме журналиста на Невском вчера было непривычно, по-школьному, шумно...

Вся ночь впереди
19 Мая 2017

Вся ночь впереди

Завтра в 10-й раз в Петербург придет «Ночь музеев» - одно из главных культурных событий года.

Гранатовый браслет из Гатчины
02 Мая 2017

Гранатовый браслет из Гатчины

В Гатчине подвели итоги XXIII кинофестиваля «Литература и кино».

Кармен-сюита
25 Апреля 2017

Кармен-сюита

Удивительное дело: ни в одной другой экранизации не было так очевидно, что эти двое совершенно не созданы друг для друга...

Уважение рождается в борьбе
09 Марта 2017

Уважение рождается в борьбе

Благодаря музею Исаакий стал гражданской святыней, обрел значение, которое выдвинуло его в первый ряд памятников Петербурга. Музеи всегда оказываются на передовой линии борьбы за цивилизацию. Они подч...

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит
02 Февраля 2017

Михаил Пиотровский: Исаакий себя защитит

Я написал письмо Патриарху Кириллу. Пресс-секретарь Святейшего сообщил, что Патриарх готов встречаться и обсуждать эти вопросы.

Как сэкономить на культуре
15 Декабря 2015

Как сэкономить на культуре

Посещение музеев, особенно всей семьей, обычно влетает в копеечку и для многих становится роскошью. Сегодня мы расскажем о том, как можно сэкономить, напомним о бесплатных днях и льготах.