Два капрала среди ужасов войны. Чем интересен фильм «1917»?
На экраны вышел фильм британского режиссера Сэма Мендеса «1917» - один из фаворитов гонки за «Оскар».
Весна 1917-го, до конца Первой мировой еще более полутора лет. Где-то во Франции, на Западном фронте, под деревом дремлет капрал Шофилд (Джордж Маккэй). Его будит друг, капрал Блэйк (Дин-Чарльз Чепмен). Им дано неожиданное и почти невыполнимое задание: пробраться через линию фронта и доставить срочный приказ об отмене атаки на вражеские позиции. Иначе батальон из 1600 солдат попадет в засаду. Для Блэйка это не просто миссия: во 2-м батальоне Девонширского полка, куда нужно доставить приказ, служит его брат...
Фильм уже получил все главные «Золотые глобусы», а это серьезная заявка на «Оскар». Для Мендеса это к тому же шанс окончательно утвердить свое значение в мировом кинематографе.
После его дебюта «Красота по-американски», за который он получил «Оскар» как лучший режиссер, было десятилетие спада. Гангстерский боевик с Томом Хэнксом «Проклятый путь», военная драма «Морпехи» и мелодраматическая «Дорога перемен» с Леонардо Ди Каприо и Кейт Уинслет были встречены прохладно. Зато в 2010-х годах Мендес реабилитировался двумя удачными фильмами про Джеймса Бонда...
Ощущение, что человек хватается за все жанры подряд, пытаясь нащупать путь к успеху. Свой авторский стиль для него не так важен. Его ставка - на сочетание зрелищности и проникновенных рассказов «про людей». Иногда получается слащаво, а иногда - удачно. «1917» - в большей степени успех.
Как для капрала Блэйка, для Сэма Мендеса эта история - тоже во многом личное дело. Сценарий он написал под впечатлением от рассказов своего деда Альфреда Мендеса, который воевал на Первой мировой и также должен был доставлять приказы через вражескую территорию. Деда спасал невысокий рост, помогавший ему прятаться в тумане.
Тут вспоминаются толкинские хоббиты. И не случайно: молодой лейтенант Толкин ведь сам воевал поблизости, потерял на фронте друзей, и множество образов в его книгах основаны именно на военных впечатлениях. И в «1917» два маленьких англичанина, затерявшихся среди ужасов войны с почти невыполнимой миссией, - картинка прямо из «Властелина колец».
Виды в фильме прямо фантастические. За это отдельное спасибо знаменитому оператору Роджеру Дикинсу, давнему соратнику Мендеса (и множества других режиссеров). Камера то ныряет в чудовищные гиблые пустоши фронтовой полосы, покрытой воронками, колючей проволокой и гроздьями трупов, как бы растущих на ней; то вдруг переносится в подземелья подземного бункера, то выводит в идиллический сад при ферме...
И все это одним бесконечным кадром. Этот прием без конца подчеркивала реклама фильма. На самом деле склейки все-таки есть, но они замаскированы. Получается как бы ни разу не моргнувший взгляд, сопровождающий военных хоббитов на всем их пути. Единый извилистый, как окопы Западного фронта, пролет.
Все это похоже немного на документальный фильм об искусстве: в ночных сценах оператор Дикинс дает контрастной светотенью почти полотна Караваджо. Если встречается девушка с ребенком - это, конечно, барочная мадонна, ну а ровные плоскости, на которых валяются мертвые лошади и груды одинаковых гильз, напоминают о сюрреализме Дали.
Есть и портретная галерея: кроме главных героев в фильме сплошь британские кинозвезды. Генерал в начале - Колин Ферт. Полковник, которому должны доставить приказ, - Бенедикт Камбербэтч, по дороге попадаются Марк Стронг и Эндрю Скотт, тоже знатные британские артисты. Вот только эти звездные выходы можно пропустить невзначай - каждый длится минуту-другую. Ферта в полумраке узнать вообще почти невозможно.
Зрителю никуда не деться и от других проблем. Время и пространство исказились странным образом: за два часа мы успеваем увидеть целые сутки, а солдаты союзников будто не видят немцев, которые бродят по соседству. Герои перемещаются из одной живописной или страшной локации в другую - слишком похоже на компьютерную игру. Раскрученный прием с единством кадра как будто существует сам ради себя и «Оскара» за операторскую работу. То же самое можно сказать и про все остальное: про звездные выходы, да и про сам сценарий, который, в общем, движется предсказуемо.
И все-таки это обаятельное кино: если тут и есть смакование формы и эстетики, то уж точно нет упоения насилием. Смерть и натура войны в «1917» показаны искренне, достоверно и отталкивающе. А это смогли передать немногие военные и антивоенные фильмы.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 023 (6621) от 10.02.2020 под заголовком «Два капрала среди ужасов войны».
Комментарии