Дуэль балета и драмы. Борис Эйфман ответил на обвинения руководства Александринки
3 декабря в пресс-центре ТАСС повесть о том, как поссорились Валерий Владимирович Фокин и Борис Яковлевич Эйфман, получила продолжение.
Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com
Напомним суть конфликта. В конце ноября на сайте Александринского театра было опубликовано открытое письмо старейших актеров труппы, включая народных артистов Нину Ургант, Сергея Паршина, Николая Мартона, и художественного руководителя Валерия Фокина.
Авторы послания пишут, что Александринка много лет шла навстречу Театру балета Бориса Эйфмана, не имеющему своего помещения, предоставляя пространство сцены в свободные от собственных постановок дни. Но Эйфман, как сказано в письме, воспринял «расположение за слабость» и начал «экспансию». «На протяжении десятилетий он ведет целенаправленную политику, связанную с необоснованными претензиями осуществлять эксклюзивное право на показ своих спектаклей», - пишут авторы.
Когда появилось «письмо десяти», Борис Эйфман со своим театром был на гастролях. Вернувшись, он счел необходимым ответить на письмо, собрав пресс-конференцию.
- Это письмо стало для меня полной неожиданностью, как вызов на дуэль. И я пришел к вам, чтобы объясниться, я не хочу ходить оплеванным, я не допущу, чтобы меня называли узурпатором.
Театр балета Бориса Эйфмана - труппа государственная. И потому имеет государственное задание на двадцать выступлений в родном Петербурге. Начиная с 1990-х годов эти выступления проходили на сцене Александринки. На пресс-конференции у Бориса Яковлевича спросили, может ли он арендовать другие залы - скажем, БКЗ «Октябрьский» или Дворец культуры им. Ленсовета?
- Нет, невозможно, - ответил маэстро. - Раньше, когда в репертуаре были в основном одноактные балеты, мы могли выступать там. Сейчас для наших масштабных спектаклей эти сцены не годятся. Альтернативой Александринскому мог бы быть лишь Мариинский театр. Но во время сезона он свою площадку не сдает в аренду. Александринский - единственная сцена в Петербурге, где мы можем выступать, пока не построят здание для нас. Не годится для выступлений и недавно открывшийся Детский театр танца, поскольку его площадка тоже предназначена для камерных спектаклей.
По словам Бориса Яковлевича, за каждое представление он платит Александринскому театру 1 млн рублей (без учета рекламы, зарплаты обслуживающему персоналу и 20-процентной доли с продаж билетов). Но новый директор театра Ринат Досмухамедов, перед которым стоит задача увеличить доходы подведомственного ему учреждения, решил значительно поднять плату за аренду.
- Предложенная им сумма оказалась для нас непосильной. Я отказался. Последовало предложение оформлять наши спектакли как совместные с Александринским театром. Это меня тоже не устроило. Я ни с кем в альянсы входить не буду, - заметил Борис Эйфман.
В письме также говорится, что Борис Эйфман и дирекция его театра начали воспринимать старейший театр русской драмы как свою арендную площадку и «ультимативно диктовать график и условия своих выступлений на этой прославленной сцене, не сообразуясь с творческими и производственными задачами: репертуарным и гастрольным планом, графиком репетиций, выпуском новых спектаклей».
- Я готов подстроиться, готов к компромиссам. Мы написали недавно письмо директору театра. Просим дать нам в аренду понедельник (выходной день) и вторник (наименее рентабельный для Александринского театра). Я просил, обращаю внимание, не требовал, не выделять нам те дни, когда наш театр находится на гастролях. Ведь гастрольный график составляется заранее, контракты многие уже подписаны, - прокомментировал это обвинение Эйфман.
- За что я борюсь? За право показывать свои спектакли не только на лучших сценах мира, но и в родном городе! Мы хотим, чтобы из ста балетных спектаклей, которые так или иначе идут на сцене Александринки, 20 отводились нашему театру, - сказал хореограф. - Мы очень надеемся, что в конце 2021 года, как обещают строители и власти, будет построен наш дворец танца. Во всяком случае к 2022 году его планируют сдать, все работы на нулевом цикле уже завершены, идет возведение здания. Так что потерпеть наше присутствие Александринскому театру осталось недолго - каких-нибудь два-три года. Я надеюсь, что разум восторжествует. Если же найти компромисс все же не удастся - что ж. Мы будем работать это время в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Я долгие годы хожу с протянутой рукой в ожидании собственной площадки - похожу еще немного. Мы выживем.
В завершение пресс-конференции маэстро рассказал о премьерах. 25 декабря на сцене Детского театра танца (Введенская ул., 3) воспитанники Академии танца покажут праздничную концертную программу. В первом отделении представят третий акт классического балета «Пахита». Во втором - одноактную постановку Бориса Эйфмана «Мусагет», посвященную Джорджу Баланчину.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6582) от 05.12.2019 под заголовком «Дуэль балета и драмы».
Комментарии