Дуэль балета и драмы. Борис Эйфман ответил на обвинения руководства Александринки

3 декабря в пресс-центре ТАСС повесть о том, как поссорились Валерий Владимирович Фокин и Борис Яковлевич Эйфман, получила продолжение.

Дуэль балета и драмы. Борис Эйфман ответил на обвинения руководства Александринки | Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Иллюстрация Fer-Gregory/shutterstock.com

Напомним суть конфликта. В конце ноября на сайте Александринского театра было опубликовано открытое письмо старейших актеров труппы, включая народных артистов Нину Ургант, Сергея Паршина, Николая Мартона, и художественного руководителя Валерия Фокина.

Авторы послания пишут, что Александринка много лет шла навстречу Театру балета Бориса Эйфмана, не имеющему своего помещения, предоставляя пространство сцены в свободные от собственных постановок дни. Но Эйфман, как сказано в письме, воспринял «расположение за слабость» и начал «экспансию». «На протяжении десятилетий он ведет целенаправленную политику, связанную с необоснованными претензиями осуществлять эксклюзивное право на показ своих спектаклей», - пишут авторы.

Когда появилось «письмо десяти», Борис Эйфман со своим театром был на гастролях. Вернувшись, он счел необходимым ответить на письмо, собрав пресс-конференцию.

- Это письмо стало для меня полной неожиданностью, как вызов на дуэль. И я пришел к вам, чтобы объясниться, я не хочу ходить оплеванным, я не допущу, чтобы меня называли узурпатором.

Театр балета Бориса Эйфмана - труппа государственная. И потому имеет государственное задание на двадцать выступлений в родном Петербурге. Начиная с 1990-х годов эти выступления проходили на сцене Александринки. На пресс-конференции у Бориса Яковлевича спросили, может ли он арендовать другие залы - скажем, БКЗ «Октябрьский» или Дворец культуры им. Ленсовета?

- Нет, невозможно, - ответил маэстро. - Раньше, когда в репертуаре были в основном одноактные балеты, мы могли выступать там. Сейчас для наших масштабных спектаклей эти сцены не годятся. Альтернативой Александринскому мог бы быть лишь Мариинский театр. Но во время сезона он свою площадку не сдает в аренду. Александринский - единственная сцена в Петербурге, где мы можем выступать, пока не построят здание для нас. Не годится для выступлений и недавно открывшийся Детский театр танца, поскольку его площадка тоже предназначена для камерных спектаклей.

По словам Бориса Яковлевича, за каждое представление он платит Александринскому театру 1 млн рублей (без учета рекламы, зарплаты обслуживающему персоналу и 20-процентной доли с продаж билетов). Но новый директор театра Ринат Досмухамедов, перед которым стоит задача увеличить доходы подведомственного ему учреждения, решил значительно поднять плату за аренду.

- Предложенная им сумма оказалась для нас непосильной. Я отказался. Последовало предложение оформлять наши спектакли как совместные с Александринским театром. Это меня тоже не устроило. Я ни с кем в альянсы входить не буду, - заметил Борис Эйфман.

В письме также говорится, что Борис Эйфман и дирекция его театра начали воспринимать старейший театр русской драмы как свою арендную площадку и «ультимативно диктовать график и условия своих выступлений на этой прославленной сцене, не сообразуясь с творческими и производственными задачами: репертуарным и гастрольным планом, графиком репетиций, выпуском новых спектаклей».

- Я готов подстроиться, готов к компромиссам. Мы написали недавно письмо директору театра. Просим дать нам в аренду понедельник (выходной день) и вторник (наименее рентабельный для Александринского театра). Я просил, обращаю внимание, не требовал, не выделять нам те дни, когда наш театр находится на гастролях. Ведь гастрольный график составляется заранее, контракты многие уже подписаны, - прокомментировал это обвинение Эйфман.

- За что я борюсь? За право показывать свои спектакли не только на лучших сценах мира, но и в родном городе! Мы хотим, чтобы из ста балетных спектаклей, которые так или иначе идут на сцене Александринки, 20 отводились нашему театру, - сказал хореограф. - Мы очень надеемся, что в конце 2021 года, как обещают строители и власти, будет построен наш дворец танца. Во всяком случае к 2022 году его планируют сдать, все работы на нулевом цикле уже завершены, идет возведение здания. Так что потерпеть наше присутствие Александринскому театру осталось недолго - каких-нибудь два-три года. Я надеюсь, что разум восторжествует. Если же найти компромисс все же не удастся - что ж. Мы будем работать это время в Лондоне, Париже, Нью-Йорке. Я долгие годы хожу с протянутой рукой в ожидании собственной площадки - похожу еще немного. Мы выживем.

В завершение пресс-конференции маэстро рассказал о премьерах. 25 декабря на сцене Детского театра танца (Введенская ул., 3) воспитанники Академии танца покажут праздничную концертную программу. В первом отделении представят третий акт классического балета «Пахита». Во втором - одноактную постановку Бориса Эйфмана «Мусагет», посвященную Джорджу Баланчину.

#Борис Эйфман #Александринский театр #балет #культура

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 229 (6582) от 05.12.2019 под заголовком «Дуэль балета и драмы».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?