«Другая сцена». Валерий Фокин - о новом проекте Александринского театра

Художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин провел с помощью ТАСС онлайн-конференцию. Он представил новый проект театра «Другая сцена», рассказал о том, как живет сегодня Александринка.

«Другая сцена». Валерий Фокин - о новом проекте Александринского театра | Фото: Wikimedia Commons / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0

Фото: Wikimedia Commons / Alex 'Florstein' Fedorov / CC BY-SA 4.0

- Сезон выдался тяжелым, странным, необычным. Я тут подумал, что в последний раз театр закрывался из-за эпидемии в 1890 году, когда была холера. И вот это произошло снова, нам пришлось на ходу корректировать свои планы.

Как вы знаете, премьеру спектакля Теодороса Терзопулоса «Маузер» по пьесе Хайнера Мюллера мы играли без зрителей, в пустом зале Александринского театра. Спектакль транслировался онлайн. Это был наш первый опыт, и, как мне кажется, он получился интересным. Мы планировали в том же формате - в пустом зале, без зрителей - сыграть еще одну премьеру: спектакль Андрия Жолдака «Нана» по роману Эмиля Золя. Но события, связанные с пандемией, закрытием границ, объявлением карантина, развивались стремительно. Мы едва успели отправить Жолдака домой, он улетел на последнем самолете. Очень надеемся сыграть премьеру в следующем сезоне, - рассказал Валерий Фокин.

Подвел он и печальные итоги потерь внебюджетных доходов. Театр потерял зрителей, сорвались гастроли, фестивали.

В этой ситуации Александринский театр, как и многие другие, вынужден был уйти «в онлайн», составить программы трансляций спектаклей - как репертуарных, так и архивных. Но театр решил не ограничиваться лишь трансляциями, а разработал мультижанровый проект «Другая сцена».

Валерий Фокин назвал его попыткой освоить интернет-пространство творчески и по возможности на высоком художественном уровне. Важно, что проект будет интерактивным, то есть вовлекающим зрителей, которые становятся участниками наравне с актерами и могут влиять на происходящее.

- Интернет в отличие от ТВ и даже от театра обладает способностью вести интерактивный диалог со зрителями в течение довольно длительного времени. Это очень важный момент для первого представления в рамках «Другой сцены», - заметил худрук Александринского театра.

Первой премьерой станет перформанс «Драма на шоссэ», который придумал эксклюзивно для Александринского театра писатель Борис Акунин - по мотивам своего детективного рассказа. В центре сюжета - судебное разбирательство.

Группа участников, по словам Валерия Фокина, уже сформирована - это будут режиссер Константин Богомолов, актриса Мария Миронова, пианистка Полина Осетинская, писатель Татьяна Толстая, журналисты Николай Сванидзе и Алексей Пивоваров и многие другие.

- То есть соберутся абсолютно разные люди из разных профессий, которые будут интерактивно в диалоге участвовать, смотреть весь этот процесс и как присяжные заседатели принимать в этом участие. Мне кажется, это интересная и в то же время драматическая игра, потому что речь идет о серьезном разборе преступления, не просто о шутке, - пояснил Фокин.

В ролях всех участников судебного процесса от обвиняемого до судьи зрители увидят артистов Александринского театра. В их числе - Игорь Волков, Петр Семак, Анна Блинова, Александр Лушин. Режиссер - Антон Оконешников.

Спектакль будет эксклюзивно транслироваться на сайте Александринского театра и в официальной группе театра «ВКонтакте». Премьера состоится 26 мая в 19.00. Во время просмотра зрители смогут сделать благотворительное пожертвование в фонды «Детский хоспис» и «Актер».

Куратор проекта «Другая сцена» Антон Оконешников рассказал о предстоящих событиях:

- В августе мы планируем представить интерактивный спектакль «Театр у аппарата», где у каждого зрителя будет возможность пообщаться с одним из корифеев Александринского театра (автор идеи Анна Соколова).

В планах «Другой сцены» также онлайн-перформанс contemporary хореографа и танцовщика Владимира Варнавы «Зачем такой танец?»; онлайн-концерт на домашней кухне от композитора Даниила Коронкевича «Рейв над городом»; онлайн-читки пьес драматургов магистратуры Института сценических искусств и многое другое.

В завершение встречи с журналистами Валерий Фокин подчеркнул, что пандемия уже навсегда изменила мир и всех нас:

- Это новая реальность, в которой нам придется научиться жить. Не надо ее бояться, надо ее использовать и осваивать. Новые вызовы всегда творчески полезны. Самое главное - мы должны меняться эстетически.

Однако, по словам Валерия Фокина, развитие художественного интернет-пространства не означает прощания с живым театром. Взаимодействие зрителей и актеров, обмен энергиями, коллективное сопереживание не может заменить ничто.

Сейчас Валерий Фокин обдумывает постановку дилогии, посвященной двум русским императорам - Александру II и Александру III.

Напомним, что следующий год у театра юбилейный: в 2021 году старейший театр России будет отмечать 265-летие.

#Александринский театр #театры Петербурга #Валерий Фокин

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 086 (6684) от 22.05.2020 под заголовком «Сцена начинается с шоссэ».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?