Дон Кихот в манеже

Тот, кто оказался в центре Петербурга между 26 и 29 мая этого года, мог наблюдать картину, ставшую уже привычной для жителей нашего города. На подходе к Манежной площади шумно и людно, доносятся звуки музыки и усиленные микрофонами голоса. Люди в странных костюмах подходят к прохожим, раздают флаеры, приглашают поучаствовать в викторинах, разыгрывают представления на импровизированных сценах. Это Петербургский книжный салон, масштабная выставка-ярмарка, главное литературное событие Петербурга и всего Северо-Запада России, проходящее на невских берегах уже в одиннадцатый раз.

Дон Кихот в манеже | Иллюстрация kaidevil/shutterstock.com

Иллюстрация kaidevil/shutterstock.com

В 2016 году Книжный салон развернулся на территории Михайловского манежа и прилегающей площади в третий раз: есть с чем сопоставить. Бесплатный вход на территорию манежа по-прежнему гарантировал высокую посещаемость выставки-ярмарки – в этом году, по предварительным подсчетам, на книжном празднике побывали несколько сотен тысяч книголюбов и случайных прохожих. По-прежнему были представлены практически все значимые петербургские издательства, от «Вита Новы» до «Геликона Плюс» и от «Лимбус-Пресс» до «Комильфо» – единственным исключением, пожалуй, осталась питерская «Азбука». Не приехал кое-кто из традиционных московских участников, в основном представители малых издательств, для которых аренда в этом году оказалась неподъемной, зато большие стенды развернули «Рипол Классик», «Молодая гвардия», «Время», «Самокат».

По-прежнему особым спросом у посетителей салона пользовалась детская и подростковая книга, что неудивительно: этот сектор рынка продолжает неуклонно расти, несмотря на все кризисы и общее падение тиражей. В целом торговля, по словам издателей, шла так же бойко, как и в прошлом году, а кое у кого даже лучше. Например, представители «Поляндрии», выпускающей книги для детей, отметили, что расширение ассортимента привело к ним новых читателей.

Одиннадцатый Петербургский книжный салон был приурочен к Году кино, который официально отмечается сейчас в России, что отразилось в первую очередь на программе. На протяжении всей выставки в летнем кинотеатре на Кленовой улице шли ретроспективные показы советских фильмов 1920 – 1940-х годов со вступительными лекциями и комментариями киноведов и кинокритиков Светланы Семенчук, Андрея Карташова, Василия Степанова и других. В самом манеже состоялось несколько дискуссий и «круглых столов», посвященных взаимосвязи литературы и кино, экранизациям классиков и современников, молодежному кинематографу.

В целом события, проходившие в рамках Петербургского книжного салона, можно условно разделить на три категории – как, впрочем, и программу любой другой большой книжной ярмарки. Во-первых, классические «культурно-массовые мероприятия», рассчитанные на самый широкий круг посетителей: концерты, интерактивные игры, квесты, викторины, многочисленные мастер-классы для детей и взрослых. Некоторые из этих «ивентов», например, карнавал литературных героев, презентация видеожурнала детских рецензий «А я читал!» или арт-проект «Открытое творчество» для юных иллюстраторов, действительно имели к салону прямое и непосредственное отношение. Но чтобы понять, как с ежегодным праздником книги связаны некоторые другие мероприятия (скажем, музыкальная инсталляция песен и романсов В. Е. Баснера или мастер-класс по жонглированию булыжниками), надо изрядно поломать голову. Впрочем, слушателей и зрителей хватало и там, и там.

Вторая категория – вручение наград разной степени престижности и известности. Здесь уже требуется определенная подготовка, знание контекста, чтобы в общих чертах понять, кто все эти люди на сцене и за что друг друга чествуют. В первый день работы Петербургского книжного салона в торжественной обстановке были объявлены лауреаты премии «Книжный червь», учрежденной в 2014 году издательством «Вита Нова» при поддержке Пушкинского Дома, Российской академии наук, Всемирного клуба петербуржцев и Государственного литературного музея. Премия присуждается «подвижникам книжного дела, Дон Кихотам книги» – если простыми словами, людям, внесшим существенный вклад в развитие отечественного книгоиздания. В нынешнем сезоне обладателями изящной статуэтки в форме дорической колонны стали художники-иллюстраторы Александр Траугот и Борис Диодоров, директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина и искусствовед Дмитрий Северюхин.

Ну а 29 мая, в завершающий день работы салона, сестрам по серьгам раздал Союз писателей Санкт-Петербурга. Цеховой литературной премии имени Н. В. Гоголя удостоились Илья Штемлер за роман «Одинокие в раю» (номинация «Шинель» – за лучшее прозаическое произведение года), Алексей Ахматов за книгу «Моего ума дела» (номинация «Портрет» – за лучшее документальное произведение) и Эдуард Кочергин за повесть «Завирухи Шишова переулка» (номинация «Вий» – за лучшее фантастическое произведение). Между двумя полюсами уместились другие, не столь пафосные премии: например, лауреатами традиционной «Рукописи года» от издательства «Астрель-СПб» стали Владимир Кузнецов за рукопись романа «Алхимик» и покойный уфимский критик и переводчик Владислав Женевский – сборник его рассказов «Запах» готов к выходу и появится в книжных магазинах уже в июле.

Наконец, третья категория – развлечения интеллектуальные. То есть «круглые столы», дискуссии, презентации и встречи с писателями. В этом году устроители салона не ударили в грязь лицом и сумели собрать крупных, значимых литераторов, причем отнюдь не только петербургских. Людей интересных, разносторонних, которым действительно есть о чем рассказать слушателям. Отходную традиционной «бумажной» книге пропел журналист Дмитрий Губин: «Если книга не появилась в электронном виде, ее не существует». Павел Крусанов, напротив, признался в любви к печатным изданиям и в отсутствии интереса к популярным интернет-площадкам вроде «Прозы.ру» и «Стихов.ру». Шведская детская писательница Анника Тор напомнила, что дети не просто будущие взрослые, а самостоятельные личности со своими правами и потребностями. Илья Штемлер и Эдуард Кочергин рассказали о причудливых извивах своих биографий, Михаил Веллер предостерег слушателей, посоветовав им ни в коем случае не принимать на веру звонкие лозунги, звучащие со страниц художественных текстов, а Андрей Аствацатуров перечислил основные признаки графомании – в том числе неточное словоупотребление, многословие, неразборчивость в выборе литературных приемов и выразительных средств.

С дискуссиями дела обстояли сложнее. Когда за одним столом собирается десяток маститых писателей, режиссеров и сценаристов, которым всего за час предстоит раскрыть, например, причины интереса современной российской прозы к историческим сюжетам, мероприятие неизбежно получается скомканным и сумбурным. Скорее это формат для научной конференции, где обмен мнениями может длиться несколько часов подряд. Если время ограничено, идеальная дискуссия получается, когда копья под присмотром строгого модератора ломают два-три участника, не больше.

Тем не менее участники книжной ярмарки в общем и целом удовлетворены ее итогами. Те, что торговали, – результатами продаж: да, ассортимент стал беднее, цены чуть выше, зато снизилась конкуренция. Те, что пришли с толком провести на салоне уик-энд, довольны программой: в 2016 году она стала более плотной и осмысленной. Хорошо бы еще прервать на время выставки дорожно-строительные работы, чтобы отбойный молоток не грохотал за углом на самом патетическом месте очередного выступления, как следует отстроить микрофоны в уличных палатках и поколдовать над звукоизоляцией. Но это уже задача на следующий год, для организаторов двенадцатого ежегодного Петербургского книжного салона.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили  в Румынии – это дешевле»
22 Января 2019

Лариса Малеванная: «Купчинскую квартиру выстроили в Румынии – это дешевле»

Народная артистка России празднует сегодня юбилей – 80 лет. Наш автор пообщался с актрисой.

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова
10 Января 2019

Делатель судеб. К 100-летию Игоря Владимирова

Его учеников-актеров было так много, что из них в Ленинграде с нуля был создан новый театр – Молодежный, который жив и сегодня.

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург
19 Декабря 2018

Михаил Пиотровский. Что мы приносим в Петербург

Глава Эрмитажа – о прошедшем Дне музея и о том, что можно делать на Дворцовой площади.

«Иллюстратор» на фоне истории
13 Декабря 2018

«Иллюстратор» на фоне истории

Книга известного петербургского кинематографиста Дмитрия Долинина построена на воспоминаниях художника-иллюстратора Петра Воскресенского. Разберем ее составляющие.

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге
08 Октября 2018

Хирург запустил «Русский реактор» в Петербурге

Фильм, снятый лидером Всероссийского мотоклуба «Ночные волки», представили в День рождения президента России.

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы
01 Августа 2018

Почему Анну Старобинец признали лучшим фантастом Европы

Как случается с любой более-менее резонансной литературной наградой, от Нобелевской премии до «Большой книги», одни коллеги поздравляли московскую писательницу с победой, другие шумно негодовали.

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»
02 Июня 2018

Михаил Пиотровский: «Есть великие примеры»

Директор Эрмитажа - об автономности культуры, уголовных делах, связанных с хищениями в музее и о прошедшем Юридическом форуме.

Александр Петров, родившийся заново
01 Февраля 2018

Александр Петров, родившийся заново

Саша Петров поставил исповедальное поэтически-музыкальное шоу «#Зановородиться» по собственным стихам и издал книгу, которая вышла в январе.

Топ-100 от РОСФОТО
17 Июля 2017

Топ-100 от РОСФОТО

Свое 15-летие музейно-выставочный центр РОСФОТО отмечает выставкой ста лучших фотографий из собственной коллекции.

Сказать всё, никого не обидев
12 Июля 2017

Сказать всё, никого не обидев

Музей работает для всех, но ему важна понимающая аудитория. Есть люди, которые все понимают, ориентироваться надо на них. Сегодня это важно.

Юность покоряет олимп в Петербурге
20 Июня 2017

Юность покоряет олимп в Петербурге

На XXII международном фестивале «Музыкальный олимп» выступили лауреаты самых престижных конкурсов последних лет из семнадцати стран, среди которых значились не только США и Германия, но также Египет, ...