Дон Кихот в манеже

Тот, кто оказался в центре Петербурга между 26 и 29 мая этого года, мог наблюдать картину, ставшую уже привычной для жителей нашего города. На подходе к Манежной площади шумно и людно, доносятся звуки музыки и усиленные микрофонами голоса. Люди в странных костюмах подходят к прохожим, раздают флаеры, приглашают поучаствовать в викторинах, разыгрывают представления на импровизированных сценах. Это Петербургский книжный салон, масштабная выставка-ярмарка, главное литературное событие Петербурга и всего Северо-Запада России, проходящее на невских берегах уже в одиннадцатый раз.

Дон Кихот в манеже | Иллюстрация kaidevil/shutterstock.com

Иллюстрация kaidevil/shutterstock.com

В 2016 году Книжный салон развернулся на территории Михайловского манежа и прилегающей площади в третий раз: есть с чем сопоставить. Бесплатный вход на территорию манежа по-прежнему гарантировал высокую посещаемость выставки-ярмарки – в этом году, по предварительным подсчетам, на книжном празднике побывали несколько сотен тысяч книголюбов и случайных прохожих. По-прежнему были представлены практически все значимые петербургские издательства, от «Вита Новы» до «Геликона Плюс» и от «Лимбус-Пресс» до «Комильфо» – единственным исключением, пожалуй, осталась питерская «Азбука». Не приехал кое-кто из традиционных московских участников, в основном представители малых издательств, для которых аренда в этом году оказалась неподъемной, зато большие стенды развернули «Рипол Классик», «Молодая гвардия», «Время», «Самокат».

По-прежнему особым спросом у посетителей салона пользовалась детская и подростковая книга, что неудивительно: этот сектор рынка продолжает неуклонно расти, несмотря на все кризисы и общее падение тиражей. В целом торговля, по словам издателей, шла так же бойко, как и в прошлом году, а кое у кого даже лучше. Например, представители «Поляндрии», выпускающей книги для детей, отметили, что расширение ассортимента привело к ним новых читателей.

Одиннадцатый Петербургский книжный салон был приурочен к Году кино, который официально отмечается сейчас в России, что отразилось в первую очередь на программе. На протяжении всей выставки в летнем кинотеатре на Кленовой улице шли ретроспективные показы советских фильмов 1920 – 1940-х годов со вступительными лекциями и комментариями киноведов и кинокритиков Светланы Семенчук, Андрея Карташова, Василия Степанова и других. В самом манеже состоялось несколько дискуссий и «круглых столов», посвященных взаимосвязи литературы и кино, экранизациям классиков и современников, молодежному кинематографу.

В целом события, проходившие в рамках Петербургского книжного салона, можно условно разделить на три категории – как, впрочем, и программу любой другой большой книжной ярмарки. Во-первых, классические «культурно-массовые мероприятия», рассчитанные на самый широкий круг посетителей: концерты, интерактивные игры, квесты, викторины, многочисленные мастер-классы для детей и взрослых. Некоторые из этих «ивентов», например, карнавал литературных героев, презентация видеожурнала детских рецензий «А я читал!» или арт-проект «Открытое творчество» для юных иллюстраторов, действительно имели к салону прямое и непосредственное отношение. Но чтобы понять, как с ежегодным праздником книги связаны некоторые другие мероприятия (скажем, музыкальная инсталляция песен и романсов В. Е. Баснера или мастер-класс по жонглированию булыжниками), надо изрядно поломать голову. Впрочем, слушателей и зрителей хватало и там, и там.

Вторая категория – вручение наград разной степени престижности и известности. Здесь уже требуется определенная подготовка, знание контекста, чтобы в общих чертах понять, кто все эти люди на сцене и за что друг друга чествуют. В первый день работы Петербургского книжного салона в торжественной обстановке были объявлены лауреаты премии «Книжный червь», учрежденной в 2014 году издательством «Вита Нова» при поддержке Пушкинского Дома, Российской академии наук, Всемирного клуба петербуржцев и Государственного литературного музея. Премия присуждается «подвижникам книжного дела, Дон Кихотам книги» – если простыми словами, людям, внесшим существенный вклад в развитие отечественного книгоиздания. В нынешнем сезоне обладателями изящной статуэтки в форме дорической колонны стали художники-иллюстраторы Александр Траугот и Борис Диодоров, директор Российской государственной детской библиотеки Мария Веденяпина и искусствовед Дмитрий Северюхин.

Ну а 29 мая, в завершающий день работы салона, сестрам по серьгам раздал Союз писателей Санкт-Петербурга. Цеховой литературной премии имени Н. В. Гоголя удостоились Илья Штемлер за роман «Одинокие в раю» (номинация «Шинель» – за лучшее прозаическое произведение года), Алексей Ахматов за книгу «Моего ума дела» (номинация «Портрет» – за лучшее документальное произведение) и Эдуард Кочергин за повесть «Завирухи Шишова переулка» (номинация «Вий» – за лучшее фантастическое произведение). Между двумя полюсами уместились другие, не столь пафосные премии: например, лауреатами традиционной «Рукописи года» от издательства «Астрель-СПб» стали Владимир Кузнецов за рукопись романа «Алхимик» и покойный уфимский критик и переводчик Владислав Женевский – сборник его рассказов «Запах» готов к выходу и появится в книжных магазинах уже в июле.

Наконец, третья категория – развлечения интеллектуальные. То есть «круглые столы», дискуссии, презентации и встречи с писателями. В этом году устроители салона не ударили в грязь лицом и сумели собрать крупных, значимых литераторов, причем отнюдь не только петербургских. Людей интересных, разносторонних, которым действительно есть о чем рассказать слушателям. Отходную традиционной «бумажной» книге пропел журналист Дмитрий Губин: «Если книга не появилась в электронном виде, ее не существует». Павел Крусанов, напротив, признался в любви к печатным изданиям и в отсутствии интереса к популярным интернет-площадкам вроде «Прозы.ру» и «Стихов.ру». Шведская детская писательница Анника Тор напомнила, что дети не просто будущие взрослые, а самостоятельные личности со своими правами и потребностями. Илья Штемлер и Эдуард Кочергин рассказали о причудливых извивах своих биографий, Михаил Веллер предостерег слушателей, посоветовав им ни в коем случае не принимать на веру звонкие лозунги, звучащие со страниц художественных текстов, а Андрей Аствацатуров перечислил основные признаки графомании – в том числе неточное словоупотребление, многословие, неразборчивость в выборе литературных приемов и выразительных средств.

С дискуссиями дела обстояли сложнее. Когда за одним столом собирается десяток маститых писателей, режиссеров и сценаристов, которым всего за час предстоит раскрыть, например, причины интереса современной российской прозы к историческим сюжетам, мероприятие неизбежно получается скомканным и сумбурным. Скорее это формат для научной конференции, где обмен мнениями может длиться несколько часов подряд. Если время ограничено, идеальная дискуссия получается, когда копья под присмотром строгого модератора ломают два-три участника, не больше.

Тем не менее участники книжной ярмарки в общем и целом удовлетворены ее итогами. Те, что торговали, – результатами продаж: да, ассортимент стал беднее, цены чуть выше, зато снизилась конкуренция. Те, что пришли с толком провести на салоне уик-энд, довольны программой: в 2016 году она стала более плотной и осмысленной. Хорошо бы еще прервать на время выставки дорожно-строительные работы, чтобы отбойный молоток не грохотал за углом на самом патетическом месте очередного выступления, как следует отстроить микрофоны в уличных палатках и поколдовать над звукоизоляцией. Но это уже задача на следующий год, для организаторов двенадцатого ежегодного Петербургского книжного салона.


Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?