Дом танца «Каннон данс» завершил лето масштабными проектами

Санкт-Петербургский дом танца «Каннон данс» под руководством Натальи и Вадима Каспаровых завершил лето двумя масштабными проектами.

Дом танца «Каннон данс» завершил лето масштабными проектами | Фрагмент перформанса «Вверх в катакомбы». / ФОТО Антона СЕНЬКО предоставлено пресс-службой «Каннон данс»

Фрагмент перформанса «Вверх в катакомбы». / ФОТО Антона СЕНЬКО предоставлено пресс-службой «Каннон данс»

Один из них – международный фестиваль современного танца Open Look, в 23-й раз состоявшийся в Петербурге. Шесть дней вместили спектакли и обсуждения показов, перформансы в не предназначенных для танца пространствах и российскую премьеру документального фильма «Джазовый танец: путешествие к корням» (режиссер Хадифа Вонг, США), мастер-классы и лабораторию.

Несмотря на пандемийные ограничения, организаторам удалось пригласить зарубежного участника. Им стал Фуфуа д,Имобилите, чья компания Cie Neopost Foofwa (Швейцария) уже не раз выступала на фестивале.

Спектакли Фуфуа полны самоиронии, неожиданных концептуальных ходов, непосредственного общения с публикой, которая нередко становится участником действия. (Пере)осмысление истории танца – одна из любимых тем хореографа.

Обе работы, представленные на фестивале, – выставка «Жить как фавн», показанная в фойе и во дворе Новой сцены Александринского театра, и перформанс «Прелюдия к последствиям свершившегося факта» – отсылали к «Послеполуденному отдыху фавна» Вацлава Нижинского. В последнем ключевой для балета Нижинского мотив эротического томления трансформировался в откровенный соблазн зрителей, чувственную, парадоксальную игру со смыслами легендарной постановки: коллективной нимфой здесь представала публика, а фавном – все четверо артистов.

Каждый Open Look имеет оригинальную тематическую направленность. В центре нынешнего фестиваля оказались молодые хореографы – новая генерация отечественного современного танца. Показанные спектакли продемонстрировали широкий спектр подходов к пониманию движения тела в танце, использованию музыки и сценического пространства, концептуальному решению произведения.

Это и минималистичный перформанс Edge Infinity московской G.G.A.M. company (хореография и исполнение Галины Грачевой, концепция и постановка Кати Ганюшиной), исследующий пограничное состояние между хаосом и порядком; и конфликтный по взаимодействию партнеров «Спорный пересказ» Ильи Манылова (Москва), осмысляющий проблему разлада человека с самим собой и окружающими людьми; и документальный монолог «Это мое место» Ксении Бурмистровой (Екатеринбург) о том, как воспоминания детства конструируют наше «здесь и сейчас»; и перформанс «Вверх в катакомбы» Ольги Цветковой и Валентины Луценко, созданный для пространства Петрикирхе и предлагающий прочувствовать память этого уникального места с помощью хореографии, сценографии (Жан-Кристоф Ланкетен, Франция), поэзии и музыки (Андреас Мустукис, Кипр), и др.

За старшее поколение «отвечала» художественный руководитель Челябинского театра современного танца Ольга Пона. Спектакль «Спят медведи и слоны» непривычен для знатоков творчества Поны. Фирменный стиль ее хореографии – жесткий и урбанистичный, этот же спектакль предназначен для семейного просмотра и наполнен щемящей нежностью, юмором и волшебством. Хореограф поставила перед артистами непростые задачи – существовать на сцене, взаимодействуя с объектами (куклы, изготовленные художником Захаром Давыдовым). Центральную для спектакля тему доверия танцовщики исследуют вместе со зрителями, вовлекая их в процесс действия.

Вторым летним проектом Дома танца стал I международный фестиваль современного танца SumMeet (Ереван). Для Вадима Каспарова связь с родной Арменией принципиально важна – идею проведения проекта, способного вывести местный танцевальный эксперимент из тени, он вынашивал давно. Арт-директором фестиваля выступила дочь Каспаровых — Валерия. Насыщенная программа включала гостевые спектакли российских хореографов и шоукейс армянских коллективов, кинотанцевальные работы, мастер-классы, творческие встречи, «круглые столы», лекции, наконец, танцевальную прогулку по улицам Еревана от Фуфуа д,Имобилите.

Фестиваль открылся армянской премьерой спектакля «Черный сад» Валерии Каспаровой. Это документальная постановка, основанная на воспоминаниях детей – очевидцев Карабахской войны, разразившейся 30 лет назад. В точно найденных пластических метафорах, объятиях, переходящих в драку, пронзительной самоотдаче исполнителей – страх, надежда, отчаяние, братоубийственная вражда и попытки воссоединения, решимость и мольба о лучшей доле.

Фестиваль представил широкую панораму авторских поисков в сфере танцевального эксперимента: от феминистских мотивов до психоаналитических рефлексий, от танцтерапии для людей с ограниченными возможностями до авторского переосмысления богатых традиций пантомимного и пластического театра.

Организаторы SumMeet нацелены на долгосрочную перспективу: сделать фестиваль ежегодным. Следующий запланирован уже на лето 2022 года.


#фестиваль #танцы #проект

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 177 (7014) от 22.09.2021 под заголовком «Взгляд молодых».


Комментарии