Дом радио завершил свой третий концертный сезон

Здесь, в мистическом полумраке петербургской резиденции Теодора Курентзиса и его оркестра и хора musicAeterna, нередко можно услышать музыку, которая прежде никогда не звучала на берегах Невы, — сочинения современных композиторов или, наоборот, наследие Ренессанса и Средневековья. А то и вовсе можно оказаться на перформансах с использованием красок, разбрызгиваемых прямо у зрителей на глазах.

Дом радио завершил свой третий концертный сезон | ФОТО pixabay

ФОТО pixabay

В этом сезоне здесь впервые, до своего большого европейского проката, был представлен документальный фильм Fuoco sacro Яна Шмидта-Гарре, посвященный искусству трех современных оперных сопрано — Барбары Ханниган, Эрмонелы Яхо и Асмик Григорян, после демонстрации картины состоялась встреча с режиссером. В мае здесь прошла презентация книги «Узелки времени. Эпоха Андрея Волконского. Воспоминания, письма, исследования», в которой принял участие один из ее составителей — пианист Алексей Любимов, исполнивший Три вальса и Постлюдию Валентина Сильвестрова.

Внушительный том, собравший как немногочисленное литературное наследие самого Волконского, так и воспоминания его родственников, друзей и коллег, ­появился в петербургском издательстве впервые. А без исследования творчества Андрея Волконского картина российской музыкальной культуры второй половины ХХ века была бы неполной. По словам дирижера Владимира Юровского, «Андрей Волконский — нечто вроде Иоанна Предтечи русского музыкального искусства послевоенной эпохи. И рождение советского авангарда, и создание в Советском Союзе исполнительских традиций музыки Средневековья, Возрождения и барокко — безусловная заслуга Волконского».

Публика, сделавшая для себя посещение Дома радио обязательным ритуалом, прекрасно понимает, что здесь ее ждут встречи с единомышленниками. Тишины — главного условия бытования музыки — бывает сложнее добиться среди более пестрой аудитории в Мариинском театре или Филармонии, а здесь для всех она является главным «порядком вещей». Здесь отучают от суеты, приучают вслушиваться в каждый смысловой шорох, постигать глубинную сущность музыки.

На концерте под названием Lumen камерного хора Festino под руководством Александры Макаровой слушателям подарили возможность сравнить звуковые миры композиторов разных поколений. Настасья Хрущева заняла сегодня нишу эксперта в области метамодерна в музыке, о котором выпустила одноименную книгу. Не без провокативности она пишет в нарочито обедненном, как бы отработанном стиле, будто собирая заброшенные, затертые до дыр интонации и мотивы в новые мозаики, ожидая рождения новых смыслов. За шокирующим названием «Некрокарнавал животных» пряталась вполне без­обидная сольмизация, то есть метод пения простеньких попевок типа «ля-си-до-си-ля», которые кому‑то напомнили о минимализме, кому‑то — об уроках сольфеджио в начальных классах. «Рыбоньки умерли», «Заинька издох», «Крысоньки погибли», «Кроличек скончался» — в этих названиях чувствовалось столько же стеба и так называемой пост­иронии, сколько простодушной милоты, жалос­ти и гложущей русской тоски. Что подтвердилось и в интонационно-мелодическом строе каждого из этих странноватых хориков.

Четыре хора Хрущевой к спектак­лю Андрея Могучего «Что делать?», поставленному в 2014 году в БДТ, вместе с мадригалом «Счастье» на стихи Алексея Фишева образовали арку-диалог, давая понять, что мы в значительной степени живем в период иносказаний и загадочных полуулыбок.

Хоровой концерт для смешанного хора Дмитрия Смирнова «Я рож­ден в девяносто четвертом. Я рож­ден в девяносто втором» отличился иной степенью эмоциональной открытости, смысловой полнотой, отразившейся в разнообразии хоровых фактур. Каждое из девяти стихотворений рождало иной жанрово-интонационный ракурс в веренице номеров концертного цикла, вызвав в финале бурную реакцию публики.

Основной сезон Дома радио закрылся, но его двери продолжают оставаться открытыми на летних кинопоказах, которых осталось немного. На сайте musicAeterna после них можно обнаружить концерты и спектакли на Зальцбургском ­фестивале. Среди этих событий и тринадцатая симфония Шостаковича «Бабий Яр» с участием баса Дмитрия Ульянова, к которому в Четырнадцатой Шостаковича добавится в пару сопрано Надежда Павлова, «Дидона и Эней» Перселла, концерт с пианистом Игорем Левитом, «Мистерия на конец времени» Орфа с «Замком герцога Синяя Борода» Бартока в один вечер. В отличие от симфоний Шостаковича ­«Мистерию на конец времени» Орфа поклонники оркестра и маэстро Курентзиса могли услышать и увидеть на недавно прошедшем Дягилевском фестивале в Перми.

Грандиозное ораториальное полотно Карла Орфа, которого любители музыки знают прежде всего благодаря часто исполняемой сценической кантате «Кармина бурана», поразило замыслом и масштабами. В силу жанрового гигантизма многофигурного сочинения, над которым Орф работал десять лет (1962 – 1972), «Мистерию на конец времени» исполняют крайне редко. Последним серьезным интерпретатором был Герберт фон Караян. Сегодня за нее взялась большая постановочная команда во главе с режиссером Анной Гусевой. В огромном ангаре бывшего завода Шпагина им удалось создать поразившее воображение синтетическое зрелище, отправившее зрителей XXI века во времена древнегреческих мистерий. Возникало впечатление, будто все разом были отброшены на машине времени на пару тысячелетий назад, в катакомбы первых христиан, спасавшихся от уничтожения.

Теодор Курентзис за пультом обеспечил этой мистической вокально-симфонической фреске такую ясность эмоций и смыслов, что даже самое страшное в ней выглядело невероятно красиво.

#Дом радио #концерт #сезон

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 134 (7217) от 25.07.2022 под заголовком «На волнах Дома радио».


Комментарии



Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?