Дом на нейтральной полосе. В театре «На Литейном» представили «Перемирие»

В театре «На Литейном» состоялась премьера пьесы донецкого драматурга Алексея Куралеха «Перемирие».

Дом на нейтральной полосе. В театре «На Литейном» представили «Перемирие» | Иллюстрация Маски Elnur/shutterstock.com

Иллюстрация Маски Elnur/shutterstock.com

Информация об авторе в совокупности с первыми сведениями о месте действия (Украина, Донбасс) и персонажах (люди в камуфляже встречают зрителей прямо в фойе) и привлекает, и настораживает. Слишком горячая точка, слишком больная тема, слишком обсуждаемая и, кажется, неразрешимая. Не проходит и дня, чтобы политические обозреватели не рвали в клочья «украинский вопрос». Взаимные обвинения и оскорбления уже набили оскомину и превратили обсуждение важного (для многих - жизненно важного) вопроса из ток-шоу в театрализованное шоу с заранее распределенными ролями.

На сцене театра «На Литейном» тоже горячо. Но правды здесь больше, чем на экране телевизора. Хотя по жанру это не документальный театр, а притча. Мифологические параллели иногда даже кажутся натяжкой. Имена героев... Впрочем, на этой войне имена заменяют клички: Ахилл, Ной, Шумахер, Че Гевара. И герои частенько вспоминают своих прототипов, одни знакомы им в основном по боевику «Троя», другие - по теленовостям и книжкам. Так, Че Гевара, самый молодой и с виду самый романтичный из них, всюду таскает с собой книжку о кубинском команданте (и книжка эта в финале, как чеховское ружье, - выстрелит).

Среди имен подлинных и впрямую касающихся темы - фамилии создателей спектакля, которым от своих предков не откреститься. Художник-постановщик Полина Гречко, актеры Михаил Лучко и Сергей Колос... В числе зрителей тоже всегда найдется немало людей с украинскими корнями. Но не только у них на глазах то и дело будут вскипать слезы. История эта общая и обоюдоострая.

По сюжету, четверо бойцов встречаются на нейтральной полосе. За неделю перемирия двое «укров» и двое «колорадов» (так они будут величать друг друга, выясняя отношения и словами, и кулаками) должны починить разбомбленный дом, в котором живет одинокая беременная женщина. Мария - тоже имя говорящее, интернациональное и библейское.

Зрительские места максимально приближены к месту действия - узкой полоске сцены и помосту, уходящему в зал. В этом есть плюсы и минусы: не всегда всем слышно, особенно если артист «частит» на украинской мове. Зато видно, насколько актеры погружены в характеры и ситуацию.

При всей условности театрального языка накал страстей неподделен. Каждый открывает в своем персонаже и темные, и светлые стороны не только в диалогах, но и в зонах молчания. А уж когда они всем квартетом затягивают «Ночь яка мисячна», зарыдать от умиления готовы и самые стойкие зрители.

С поразительной ловкостью справляются бойцы со своей мирной задачей: ремонт дома Марии и простые хозяйственные заботы увлекают их настолько, что конфликты забываются. В итоге, несмотря на ряд драматичнейших моментов, им удается соорудить настоящий ковчег, где они волей-неволей, спасаясь то ли от грозы, то ли Всемирного потопа, опять все вместе.

Послание автора спектакля Юлии Ауг (это петербургский режиссерский дебют актрисы, которую театралы помнят еще по ТЮЗу, а теперь мы часто видим на теле- и киноэкране) вполне гуманистичен: людям нужна мирная жизнь, а не просто перемирие. Это и есть наш общий Ноев ковчег.

#Театр на Литейном #спектакль #премьера

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 026 (6624) от 13.02.2020 под заголовком «Дом на нейтральной полосе».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?