«Дни Стравинского» проходят в Мариинском театре

«Дни Стравинского» проходят в Мариинском театре. Они посвящены «Царю Игорю» – так именовал И. Ф. Стравинского выдающийся французский композитор Артюр Онеггер.

«Дни Стравинского» проходят в Мариинском театре | ФОТО DPA/ТАСС

ФОТО DPA/ТАСС

Валерий Гергиев: «Мой рабочий кабинет в двадцати метрах от дома, где вырос Игорь Стравинский, и это для меня дополнительный стимул не только любить его музыку, но и думать об особой ответственности... Я хочу, чтобы как можно больше людей узнали, что великий художник пришел в мир из Петербурга, что он и в Америке продолжал писать русскую музыку».

Проведение названных «Дней» не потребовало от театра каких-то специальных усилий. Мариинский давно по праву можно назвать театром Стравинского – оперы, балеты, симфонические, камерные, хоровые сочинения мастера прочно вошли в репертуарную афишу.

Пролог-утренник спонтанно возникшего фестиваля – «Соловей», опера 30-летнего композитора по сказке Ханса Кристиана Андерсена, – аллегория власти, не умеющей отличать угодливой верноподданности от искренней любви. И только нависшая смерть толкает Императора (Николай Путилин) предпочесть заливистое пение живого соловья (Айгуль Хисматуллина) стрекотанию механической птицы.

В центре беспрецедентного музыкального марафона заслуженно оказались балеты на музыку Стравинского в восстановленной аутентичной хореографии Михаила Фокина («Жар-Птица» и «Петрушка») и Вацлава Нижинского («Весна священная») и в декорациях Александра Бенуа, Александра Головина, Льва Бакста и Николая Рериха. Продирижированные Валерием Гергиевым самозабвенно, с вниманием к мельчайшим деталям партитуры, они словно задали высочайшую планку мастерства, а главное – любви к музыке и ее пластическому преломлению. В избираемых дирижером темпах, в прихотливых, порой «неудобных» ритмах не сквозило привычного желания сыграть «под ногу» – маэстро играл музыку, как он ее слышал. Нельзя не отдать должное и балетной труппе мариинцев, непринужденно справляющейся с безумно трудной хореографией (отмечу особо Давида Залеева – Петрушку и Александру Иосифиди – Избранницу в «Весне»).

В том же ряду и «Свадебка» – по определению композитора, «русские хореографические сцены с музыкой и пением», бережно воссозданные в хореографии Брониславы Нижинской, в декорациях и костюмах Наталии Гончаровой. Не устаешь поражаться той проникновенностью, с которой Стравинский воплотил (буквально, наделил плотью) дух крестьянского фольклора, свадебный ритуал, сопутствующие ему обряды. И той истовостью – не нахожу другого слова, – с какой сегодняшние мариинцы играют, поют и танцуют преданья старины глубокой...

Совсем иной Стравинский предстал в традиционном «белом» балете «Аполлон» в хореографии Джорджа Баланчина. Стремясь, по его словам, передать в музыке «красоту линий классического танца», композитор обратился к струнному оркестру, предпочел сдержанную выразительность. Отрадно, что в балетную «стравинскиану» включились и современные хореографы – Раду Поклитару («Симфония в трех движениях»), Илья Живой («Игра в карты» и «Пульчинелла»).

В Фойе Стравинского на Новой сцене Мариинки перед спектаклями, концертами и в антрактах звучали фортепианные произведения композитора в исполнении учеников Петра Лаула – от раннего Скерцо, четырехручных и трехручных ансамблей до Сонаты, Серенады и пьес в «бродвейском» стиле – Рег-тайма, Танго... Замечательная придумка: молодые музыканты лучше любого вступительного слова музыковеда настраивали слушательский «камертон» на предстоящее музыкальное действо.

«У человека одно место рождения, одна родина... Я всю жизнь по-русски говорю, у меня слог русский. Может быть, в моей музыке это не сразу видно, но это заложено в ней. Это в ее скрытой природе», – говорил Стравинский. И в заключительном концерте мини-фестиваля рядом с музыкой «Весны священной» прозвучала «Симфония псалмов» на латинские тексты (хотя сам композитор выбирал фрагменты из православной Псалтыри). А Скрипичный концерт (солист Павел Милюков), как признавал композитор, мог навеять мысль о Бахе. Античная трагедия оживала в опере-оратории «Царь Эдип». «Я вобрал в себя всю историю музыки», – сказал однажды Игорь Федорович.

...Завершая главный «День Стравинского», Денис Мацуев после бравурного финала «Каприччио» для фортепиано с оркестром сыграл на бис «Вокализ» Рахманинова – трогательный знак признательности тем великим россиянам, что и в эмиграции оставались верны Родине. А следом сыграл еще и Вальс Шопена – из уважения к польскому происхождению великого русского композитора.

Игорь Стравинский никогда не претендовал на роль властителя дум, не провозглашал себя поборником социальных гуманистических идеалов. Но он был и остается учителем эпохи, художником небывалого мастерства, открывающим перед музыкой необозримые перспективы. И если Дмитрия Шостаковича мы почитаем художественной совестью века, то Игорю Стравинскому принадлежит честь быть его интеллектуальной твердыней, оплотом чистого разума и ясных форм.

#концерт #Мариинский театр #музыка

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 64 (6902) от 13.04.2021 под заголовком «Царские дни в Мариинском».


Комментарии



Загрузка...

Самое читаемое

#
#
Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
21 Августа 2019

Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде

Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
16 Августа 2019

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»

В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
06 Августа 2019

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине

Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
31 Июля 2019

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная

Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
29 Июля 2019

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах

Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
03 Июля 2019

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте

Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
27 Июня 2019

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова

Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
13 Июня 2019

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди

Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
11 Июня 2019

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина

Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
10 Июня 2019

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга

О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
08 Июня 2019

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета

Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
05 Июня 2019

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции

Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?