Директор Музея городской скульптуры рассказал, как живется памятникам во время пандемии
Петербург, который празднует в эти дни свой день рождения, знаменит архитектурными ансамблями и памятниками, ставшими символами города: «Медный всадник» на площади Декабристов, конная сюита на Аничковом мосту, величественная Екатерина в собственном садике, Диоскуры возле «Манежа»... Неудивительно, что в нашем городе есть Музей городской скульптуры, на чьем попечении находится его монументальное убранство. О том, как живется памятникам, обозреватель «Санкт-Петербургских ведомостей» Людмила ЛЕУССКАЯ беседует с директором музея Владимиром ТИМОФЕЕВЫМ.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
- Владимир Николаевич, из-за пандемии музеи закрылись. А памятники не остались без присмотра?
- Наш музей специфический. Закрылись экспозиции, которые находятся в зданиях, выставочный зал. Но памятники и мемориальные доски, находящиеся в черте города, закрыть невозможно. Им необходимы содержание и уход.
В апреле со всеми положенными при карантине предосторожностями мы приступили к традиционной весенне-летней промывке: не только моем памятники, но и натираем воском, устраняем мелкие дефекты.
В этом году сначала сосредоточились на памятниках, связанных с Великой Отечественной войной, с 75-летием Победы. Первым промыли обелиск на площади Восстания. Профилактический уход за ним проводится ежегодно, в первую очередь это касается барельефов. На этот раз выполнили весь комплекс работ. Обелиск выше 30 метров. Необходима вышка, которая достанет до самого верха, и высотники-реставраторы, способные на этой высоте работать. Одновременно провели обследование золоченой звезды, венчающей обелиск. Она в хорошем состоянии, позолота держится крепко.
Звезду промыли водой без моющих синтетических средств, чтобы не сошла позолота.
Следующими стали знаменитая аллея бюстов дважды Героев Советского Союза - уроженцев Ленинграда и памятник Жукову в Парке Победы. Затем пришла очередь памятника пионерам-героям в Таврическом саду. Он сложный, выполнен из известняка - пористого камня, впитывающего мельчайшие частицы грязи. Его приходится мыть два-три раза в течение дня, чтобы очистить. Промыли памятники маршалу Говорову и героям Краснодона в парке «Екатерингоф».
К 75-летию со дня Победы мы планировали выставку. Хотели показать, как работал музей во время войны. Он занимался не только укрытием памятников. В 1942 - 1943 годах на Малой Садовой музею было предоставлено два окна - витрины, где выставлялись выполненные из гипса скульптуры-карикатуры. Они сохранились в фондах. В 1943 году в музее проходила выставка, посвященная Суворову. Есть фотографии, на которых военнослужащие, уходившие на фронт, принимали там присягу.
В музее хранятся документы по укрытию памятников. Эта работа началась на второй день войны. Город выделил материалы. На работу в музей были приняты скульпторы Н. Томский, В. Боголюбов, В. Исаева. Они занимались разработкой проектов по укрытию памятников.
Есть легенда - памятники Суворову, Барклаю-де-Толли и Кутузову якобы не были укрыты, чтобы поднимать патриотический дух горожан. На самом деле документы свидетельствуют, что не было сил на эту работу.
Все это мы хотели показать на выставке, включая список людей, которые в те годы работали в музее. К сожалению, планы пришлось изменить.
- Какие еще памятники получили и получат уход в этом сезоне?
- Продолжается помывка памятников, связанная с теми или иными событиями. В июне день рождения Пушкина. Приведен в порядок памятник поэту на площади Искусств. Для нас он проблемный, рядом с ним горожане кормят голубей. Голубиный помет трудно вывести с бронзы, он разъедает патину. Стоит его промыть, памятник очистить, тут же все начинается заново. Планируются работы и с памятником Пушкину на улице, носящей его имя.
Промыты памятники Барклаю-де-Толли и Кутузову на Невском проспекте. Тот же уход получила сложная скульптурная группа Диоскуров возле «Манежа». Реставраторы не любят их мыть. Диоскуры мраморные, на них много трещин. Требуется тщательная и аккуратная работа.
Много памятников в Кронштадте: Макарову, Беллинсгаузену, Петру Первому и другие, они тоже на учете музея. К Дню Военно-морского флота их приводят в порядок.
К августу все памятники города пройдут профилактическую промывку. Карантин способствовал тому, что мы смогли более спокойно подойти и подъехать к памятникам и мемориальным доскам. При активном движении подобраться к некоторым из них довольно сложно. Подвезти технику, поставить вышку не всегда возможно.
- Что в реставрационных планах музея?
- После снятия карантина продолжится реставрация памятника Николаю I. Она идет третий год. Впервые за историю памятника проводится глубокая планомерная реставрация с обследованием. Выявлены все дефекты. Опасения вызывало состояние постамента. Не исключался вариант демонтажа скульптурной группы. К счастью, от этого отказались. С помощью маленьких телекамер обследовали состояние постамента, выяснили, из какого камня он состоит, в каком состоянии находится. На основании результатов обследования будут выполнены необходимые работы по его реставрации.
Заказчик работ КГИОП, за что ему большое спасибо. Музею найти средства на реставрацию такого памятника было бы сложно. Он знаковый для нашего города, уникальный с технической точки зрения. У конной статуи две точки опоры.
В комплекс входит также ажурная ограда и четыре красивых фонаря-канделябра. Их реставрация уже завершена, в фондах музея они ждут возвращения на прежнее место. Завершение реставрационных работ намечено в следующем году.
- Новые реставрационные проекты возможны?
- Несколько дней назад в Некрополе мастеров искусств на спонсорские деньги началась реставрация надгробного памятника Достоевскому. В следующем году будет юбилей писателя, мы готовимся к дате. Необходимо поднять фундамент надгробия, блоки, на которых стоит ограда, отреставрировать ограду, почистить памятник, запатинировать бронзовый бюст. Планируется, что в октябре работы завершатся.
- Что происходит на Уткиной даче, переданной музею? Что вы там собираетесь разместить?
- Работы там идут в течение нескольких лет. К сожалению, в этом году произошло сокращение бюджета, часть выделенных средств урезали. Но все же в ближайший месяц реставрационные работы продолжатся.
В комплекс Уткиной дачи входят два здания. В одном из них будет размещена экспозиция, посвященная истории создания Уткиной дачи, а также экспозиция, посвященная монументальной скульптуре Петербурга. В музее такая выставка есть, но из-за отсутствия площадей несколько камерная.
Мы также хотим разместить в Уткиной даче центр по работе с детьми. В служебном корпусе после его реставрации расположатся выставочный зал и фондохранилище. Попытаемся сделать его открытым, как теперь принято. Надо благоустроить территорию. Она большая, появится возможность использовать ее как экспозицию под открытым небом. В наших фондах много скульптур, предназначенных для парков и скверов.
Музей вошел в программу Красногвардейского района по благоустройству территорий, примыкающих к реке Охте. Наши объекты расположены на всей территории города. Без поддержки районных администраций работать трудно.
- Как поживает главный монумент нашего города - «Медный всадник»?
- К Дню города его вымыли, на что потребовалось два дня. Подготовлена проектно-сметная документация, согласованная с КГИОП, на обследование и реставрацию. Предполагаются масштабные работы. Коронавирус внес в планы изменения. Как будет дальше, пока сказать трудно. Надеюсь на оптимистичный исход.
- Почему вы считаете, что пришло время обследовать и реставрировать этот памятник?
- Последняя комплексная реставрация «Медного всадника» проводилась, когда еще был жив Михаил Константинович Аникушин. Он входил в комиссию, созданную для обследования памятника, вместе с академиками из Академии художеств, горячо отстаивал свой метод реставрации.
Профилактическая промывка и текущая реставрация проводятся каждый год. Последняя, я бы сказал, неглубокая реставрация была в 2003 году к 300-летию города. Памятник уникальный, первый не только в Петербурге, но и в России, требует особого внимания и ухода. Необходимо его обследовать, понять, в каком он состоянии, провести реставрацию. Есть трещины, повреждения на камне. Периодически на «Медного всадника» покушаются гости и жители нашего города.
Кстати, есть положительный для памятников момент самоизоляции. Обычно за месяц происходит 6 - 8 актов вандализма. Чаще всего появляются граффити, в первую очередь на постаментах скульптурных групп Аничкова моста и на других памятниках. В апреле не было ни одного случая.
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 090 (6688) от 28.05.2020 под заголовком «Пожелайте здоровья «Медному всаднику»».
Комментарии