Детки в телеклетке
На федеральных каналах набирают популярность проекты с участием юных «звезд».

Иллюстрация simone mescolini/shutterstock.com
От этих приятно картавящих малышей, с которыми сюсюкают ведущие, кажется, уже некуда деться в воскресный прайм-тайм. Похоже, что продюсерам надоели прежние «лица каналов» и все силы брошены на то, чтобы как-то оживить собственный эфир. Все началось с проекта «Голос. Дети». Далее последовало появление вундеркиндов в программе «Удивительные люди». И вот - апофеоз. Одновременно в эфире двух главных отечественных телевещателей зрители могут видеть новые экранные шоу с участием одаренных детей - «Лучше всех» и «Синяя птица». Налицо - то самое контрпрограммирование, которое мы можем наблюдать в сетке вещания конкурентов уже много лет. Оно нынче расцвело буйным цветом «с помощью» детских проектов.
Вариант ВГТРК «Синяя птица» поначалу казался более благородным. Все-таки официальный титул проекта - «Открытый российский конкурс юных талантов». Правда, чувствуя дыхание конкурента, руководители «России-1» срочно добавили к «Синей птице» еще один час телезрелища под названием «Кастинг», в котором происходит все то же самое, что и в «Синей птице», с той лишь разницей, что с юными соискателями экранной славы ведущая Дарья Спиридонова разговаривает чуть дольше. Лучше бы она этого не делала! Потому что разговаривать с четырехлетним малышом - это совсем не то, что беседовать с модным театральным режиссером о потаенных смыслах драматургии Оскара Уайльда. В нашем случае двусмысленные намеки про размножение кроликов, как это на минувшей неделе случилось в «Синей птице», - даже не шутка, а скабрезность, допущенная в детской программе. Точно так же и постоянные вопросы ведущей к парам, состоящим из девочек и мальчиков, об их отношениях по части любви.
И на «Первом» с малышами тоже беседуют в программе «Лучше всех!». Правда, у Максима Галкина хватает такта, чтобы ко всем проявлениям детской «гениальности» относиться с изрядной долей юмора. Галкин сам пытается сыграть роль собеседника «гения», что его юные партнеры принимают за чистую монету, не чувствуя иронии. Понятно, что Максим вряд ли может повторить трюки маленького акробата и уж тем более - всерьез соревноваться с начитавшимся астрономических справочников любителем звездного неба или со знатоком экзотических животных. Хоть ведущий и переигрывает порой, но чувствуется, что общение с детьми для него не проблема, несмотря на то что его партнеры порою просто не умеют себя прилично вести в обществе взрослых. Можно выдрессировать отпрыска, выучив с ним монолог Гамлета на русском и английском языках. Но неплохо бы объяснить такому способному пацану, что старших вообще-то не принято перебивать. Хотя воспитание «гениев», да еще и под взглядами родителей, присутствующих в зале, не цель подобного проекта. Главное - завлечь, удивить и развлечь аудиторию.
И вот здесь в ход идут прямые телевизионные уловки. Например, когда тот же двуязычный чтец начинает отгадывать мелодии песен еще до того, как зазвучит музыка. Про маленькую девочку-полиглота вообще стоит сказать особо, потому что именно с ее выступления в «Удивительных людях» и хлынула на экраны волна усиленного интереса к поиску детских талантов. Шесть (или семь) языков, конечно, здорово знать в таком возрасте. Но проблема в том, что малышка на родном языке толком не могла связать двух слов. А ее лингвистические подвиги в виде ответов на вопросы, прозвучавших на разных языках, были сняты таким образом (в основном девочка стояла к камерам спиной), что увидеть ее артикуляцию не представлялось возможным.
Все это производит печальное впечатление - извините - дрессировки тех, кто порою еще в школу не ходит. Многие из нас могут вспомнить свое детство, когда во время прихода гостей нас заставляли вставать на табурет и декламировать «что-нибудь из Маяковского» или сыграть на пианино сонатину Клементи. Особенно устойчиво такое ощущение после просмотра программы «МастерШеф. Дети», где уже никто не стесняется учить детей поднимать руки вверх и кричать хором: «Да, шеф!».
Недоверие к таким вундеркиндам всячески пытаются разрушить и ведущие, и члены жюри, и родители, которые готовы на все, чтобы крупный план их дитяти увидела на экране вся страна. Вероятно, мало кто из них думает о том, какими тяжелыми психологическими последствиями может обернуться для маленького человечка стресс участия в «ярмарках телетщеславия», каковыми, на мой взгляд, и являются описываемые проекты. Внимательные зрители заметили, что у большинства юных гениев, блистающих способностями перед камерами, многое не в порядке по части поведения, движений, их реакции на слова взрослых не всегда адекватны. Как справедливо написала одна из зрительниц в Сети: «Может быть, ее талант окончательно украдет у нее детство». Имела она в виду ту самую девочку-полиглота.
Никто не спорит: юные таланты надо поддерживать и поощрять. Но рассуждать о гениальности игры юной балалаечницы никто не обязан. Тем более что юные исполнители и вокалисты, выступающие в проектах, как правило, имеют за плечами несколько лет обучения в соответствующих музыкальных школах или кружках. И уж совсем непонятно, когда юным участникам проектов буквально навязывают совсем уж взрослый репертуар вроде исполнения песни «Эхо любви» дуэтом мальчика и девочки. Или чтения стихотворения Маяковского про то, что «все мы немного лошади». Его исполнительнице было шесть лет.
Звучание этого текста из уст обаятельной девчушки было во многом символичным, ибо как раз и обозначало их печальную роль «экзотических» персонажей в циничном и прагматичном мире взрослого телевидения. Дети же думают, что все, что их заставляют делать взрослые, это понарошку, веселая и яркая игра, когда тебя хвалят, тебе аплодируют, тебе дарят подарки. А потом оказывается, что все происходило взаправду, и все проблемы, которые у тебя возникли после таких «телерадостей», - твое личное дело. Ибо «мальчик вырос» и потому больше не может петь. А на пороге в телестудию уже выстраивается очередь из новых джельсомино, суок и гуттаперчевых мальчиков... Только как бы не превратиться им всем в того самого Тима Талера, у которого украли не только детство, но и его смех.
Эту и другие статьи вы можете обсудить и прокомментировать в нашей группе ВКонтакте
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 235 (5852) от 15.12.2016.
Самое читаемое



Эротика в обмен на продукты. Как художник Сомов выживал в Петрограде
Русский музей развернул в Михайловском замке выставку к 150-летию Константина Сомова.

Иронический оптимизм от Тарантино. О чем рассказывает фильм «Однажды в... Голливуде»
В своей картине режиссер противопоставляет жизненную правду - и ее вечную, несокрушимую экранную имитацию.

Перчик под дождем. Как прошел фестиваль «Оперетта-парк» в Гатчине
Оперетта хороша в любое время года, но летом - особенно.

Михаил Пиотровский. Не отрекаясь и не проклиная
Настал важный момент для культуры нашей страны: идет война за то, как она будет развиваться дальше.

Люди земли и неба. Какими были Семен Аранович и Илья Авербах
Вспоминаем двух советских режиссеров.

Маринист на рейде. 35 картин и рисунков Айвазовского представили на выставке в Кронштадте
Участие коллекционеров позволило наглядно показать контрасты художника, которого одинаково занимали темы бури и покоя.

Граф поклонялся искусству. В Эрмитаже представили коллекцию Строганова
Живопись, акварели, скульптура, фарфор, мебель, редкие книги — все это показывает хороший вкус коллекционера.

Анна Нетребко впервые исполнила в России партию Аиды в опере Верди
Это случилось на исторической сцене Мариинского театра на фестивале «Звезды белых ночей».

В особняке Карла Шредера открыли доступ в кабинет хозяина
Туда можно попасть с экскурсией просветительской программы «Открытый город».

Открыли архивы: неожиданные повороты в судьбах известных зданий Петербурга
О том, как решения властей отражались в судьбе самых известных объектов города, можно узнать на выставке.

«Теперь у нас подлецов не бывает». Размышления о спектакле «Мертвые души» в Театре имени Ленсовета
Спектакль молодого режиссера Романа Кочержевского – это тоска по живой душе в круговороте душ мертвых.

Михаил Пиотровский. Провокация в Венеции
Почему присутствие Эрмитажа на Венецианской биеннале вызвало у многих раздражение?
Комментарии