Чугунная расписка. История старинного экспоната Дома-музея Петра I в Вологде

Этот необычный предмет неизменно привлекает внимание посетителей Дома-музея Петра I в Вологде. По словам его сотрудников, нередко можно услышать вопрос: «Это что, древняя гильотина?». Приходится терпеливо объяснять: никакая это не гильотина, а один из самых первых экспонатов музея — чугунное било.

Чугунная расписка. История старинного экспоната Дома-музея Петра I в Вологде | На чугунном било в вологодском Доме-музее Петра I над вензелем Петра I изображена царская корона, а внизу под вензелем дата — 1706 год./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

На чугунном било в вологодском Доме-музее Петра I над вензелем Петра I изображена царская корона, а внизу под вензелем дата — 1706 год./РЕПРОДУКЦИЯ АВТОРА

Музей открылся в 1885 году — в том самом доме, в котором Петр действительно останавливался во время своих визитов в Вологду. Но еще за тринадцать лет до этого события чугунное било упоминалось в описании торжественного празднования 200‑летия со дня рождения Петра Великого: «В то время комнаты Домика были еще совершенно пусты, и только на этот день поставлены были в большой комнате… прекрасный большой поясной портрет Великого Петра в изящной золотой раме и большое старинное в виде колокола било…».

История этой реликвии такова. Как известно, ­война против Швеции началась для России не совсем удачно — «нарвской конфузией», почти полным разгромом русской армии. Нужно было срочно формировать новые полки, но особенно — и не менее срочно! — армия нуждалась в артиллерии. Петр принял решение снять четверть церковных колоколов и перелить их на пушки. А в виде государевых «расписок» за снятые колокола церквам выдавали чугунные била — брус или пластину, по которой можно было бить (отсюда и «било») молотком или колотушкой. Это была временная замена колоколам.

Кстати сказать, церкви и монастыри сами решали, какие колокола им снять и отправить в переплавку. Более того, монастыри нередко имели запасы металла, пока еще не перелитого в колокола, были и негодные к использованию колокола. Они в первую очередь и были направлены на литье пушек. К примеру, вологодский архиепископ отправил в Москву большой запас металла, включая два огромных треснувших колокола…

Впрочем, било — вовсе не изобретение петровского времени. Впервые их начали использовать на Руси еще в конце X века — одновременно с заимствованием всего строя православного византийского богослужения. Как отмечает музыковед Татьяна Владышевская, исследователь древнерусского певческого искусства, ни Греция, ни Византия не знали колокольного звона: вместо колоколов там использовали било, то есть брус — доску, в которую стучали колотушкой или палкой.

«Обычай звонить в колокола пришел на Русь с Запада, где существовал культ колоколов, искусство колокольного литья считалось священной профессией, а колокола крестили, давали им личные имена, — отмечает Владышевская. — Какими путями попал западный обычай звонить в колокола на Русь, точно неизвестно: одни полагают, что посредническую роль играли западные славяне, другие считают, что русское колокольное искусство было заимствовано у балтийских немцев».

Вот почему колокол на Руси довольно долго «конкурировал» с билом. Да что говорить: било, служащее для подачи сигнала тревоги, иногда можно встретить в деревнях и сегодня — в виде висящего на цепи отрезка рельса, трубы или иного гулкого металлического предмета.

Читайте также: 

К 877‑летию Вологды в городе отреставрировали Дом-музей Петра I

Мобильная планшетная выставка «Сокровищница России — Русский музей» продолжает путешествие по городам

#Петр I #музей #Вологда

Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 155 (7731) от 21.08.2024 под заголовком «Чугунная расписка».


Комментарии